Археология

Самый старый предок почти всех животных найден в австралийских окаменелостях

Ученые обнаружили окаменелые останки древнейшего из известных предков почти всех существующих сегодня животных. Это существо, названное Ikaria wariootia, является червячкообразным животным размером с рисовое зерно, и, похоже, является самым ранним примером двухсторонней формы тела, которая с тех пор является общей для подавляющего большинства животных.

Это животное, тело которого имеет две симметричные стороны, с ртом на одном конце и задним проходом на другом. Эта базовая структура оказалась настолько успешной, что она сохранялась на протяжении сотен миллионов лет эволюции и бесчисленных воплощений, от уток до собак и динозавров. Фактически, только часть животных, таких как губки и медузы, не являются двухсторонними.

И сейчас исследователи обнаружили древнейшего из известных предков этой широко распространенной группы, датируемой 555 миллионами лет. Икария немного напоминала слизняка, размером от 2 до 7 мм в длину и 1 и 2,5 мм в ширину. Она была очень четко симметричной, и имеющиеся данные указывают на то, что у нее были рот, кишка и анус - все черты двустворчатых моллюсков.

Этот период четко соответствует тому, что биологи-эволюционисты уже давно думали о начале развития билатериан. Эпоха Икарии относится к эдиакарскому периоду, когда жизнь на Земле действительно начала развиваться.

Изображение лазерного сканера одного из отпечатков Икарии

Прежде чем команда открыла саму Икарию, они нашли ее дом – крошечные окаменелые норы в Древней Южно-австралийской скале. Долгое время считалось, что они были созданы билатерианами, но животное, ответственное за это, нигде не было найдено.

В конце концов, однако, исследователи из Музея Южной Австралии, UC Riverside и UC San Diego поняли, что близлежащая скала была усеяна небольшими овальными отпечатками. При ближайшем рассмотрении с помощью 3D-лазерного сканера команда обнаружила, что отпечатки были последовательно одинаковой формы, показывали слабые признаки мышечных бороздок и были подходящего размера для нор. Это были останки животных.

Некоторые из крошечных отпечатков, которые были обнаружены на останках Икарии.

В норах также были видны V-образные гребни, что говорит о том, что Икария двигалась как червь, сокращая мышцы и таща себя вперед. Несмотря на простоту по сегодняшним меркам, исследователи говорят, что Икария была бы сложной для своего времени.

Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.