Антропология

Самый старый из известных штаммов чумы, обнаруженный у умершего 5000 лет назад охотника-собирателя

Самый старый известный штамм Чумная палочка (Yersinia pestis), бактерии, вызывающей чуму, был выделен из зубов и костей охотника-собирателя, умершего более 5 000 лет назад. Однако эта жертва была единичным случаем.

Останки этого бактериального штамма были обнаружены в костях человека, обозначенного как "RV 2039", похороненного более 5 000 лет назад в современной Латвии в возрасте около двадцати пяти лет. Останки, хранящиеся с 2011 года в коллекции немецкого антрополога Рудольфа Вирхова, были первоначально обнаружены в конце XIX века вместе с другим скелетом.

В новом исследовании группа специалистов под руководством Кильского университета (Германия) вернулась на место, где обнаружила еще два захоронения. Исследователи собрали несколько образцов зубов и костей этих четырех людей, чтобы составить последовательность их геномов. Они также обратили внимание на наличие патогенных микроорганизмов.

Самый древний известный штамм чумы

К своему удивлению, исследователи выделили остатки Yersinia pestis из костей RV 2039. На данный момент остаткам самого старого штамма этой бактерии около 4000 лет. Секвенирование бактерий также предполагает, что они были частью линии, которая возникла около 7000 лет назад, более чем на 2000 лет раньше, чем предсказывали другие исследования.

"Похоже, мы действительно близки к тому, откуда пришли бактерии", — сказал Бен Краузе-Киора, ведущий автор этой работы.

Исследователи не знают, как болезнь могла повлиять на жертву, но наличие этого патогена говорит о том, что его бактериальная нагрузка была особенно высока на момент смерти. Поэтому вполне вероятно, что он умер от инфекции. С другой стороны, генетический анализ бактерии позволяет предположить, что один из генов, позволяющий передавать болезнь блохам, в то время еще не был развит.

До сих пор историки предполагали, что чума появилась у людей в густонаселенных популяциях вдоль Черного моря, которые зависели от скота. Города действительно являются идеальной питательной средой для этого типа инфекционных заболеваний. Здесь останки этого патогена были обнаружены у охотника-собирателя, который, вероятно, жил в малонаселенной местности в то время, когда сельское хозяйство только начинало развиваться в этом регионе. Таким образом, это новое открытие также предлагает нам переосмыслить историю этого заболевания.