Астрономия

Самый маленький и самый массивный белый карлик, обнаруженный на сегодняшний день

Группа астрономов объявила об открытии самого маленького и самого массивного белого карлика на сегодняшний день. Объект, который очень быстро вращается сам по себе и обладает невероятно сильным магнитным полем, мог бы быть результатом слияния двух белых карликов, когда-то развивавшихся в бинарную пару.

Что такое белый карлик?

По мере старения легкие или промежуточные звезды (не более чем в восемь раз превышающие массу Солнца) начинают разбухать и в конце концов превращаются в красных гигантов, поглощая близлежащие планеты и отталкивая далекие, если они вообще существуют. После того как они начинают сжиматься, эти звезды умирают, оставляя после себя только плотное, горячее ядро. В результате получается белый карлик. Около 97% всех звезд, включая Солнце, преобразуются таким образом.

Хотя Солнце управляет своей собственной системой в одиночку, как огромный богатырь, помните, что многие звезды во Вселенной развиваются вокруг друг друга парами. Такие пары называются бинарными, и эти звезды стареют вместе. Если обе они не превышают восьми солнечных масс, то они также обе закончат свою жизнь как белые карлики.

Эти звезды, которые вращаются друг вокруг друга по спирали, затем теряют энергию в виде гравитационных волн и в конечном итоге сливаются. Если оба достаточно массивны, они взорвутся сверхновой типа Ia. Если они ниже определенного порога массы, они объединяются в один белый карлик, более тяжелый, чем два карлика-прародителя. Затем этот процесс синтеза увеличивает магнитное поле этой новой звезды и ускоряет ее вращение.

В журнале Nature группа астрономов объявляет об открытии одного из этих "плодов" двойной пары белых карликов.

Иллюстрация белого карлика по сравнению с размером Луны.

Обнаруженный в Паломарской обсерватории Калтеха, ZTF J1901+1458 (его название) имеет радиус 2 140 километров и массу в 1,327 раза больше массы нашего Солнца. Это самый маленький и самый тяжелый белый карлик, обнаруженный на сегодняшний день. Он "упакован в тело размером с нашу Луну, масса которого превышает массу нашего Солнца", — сказала Илария Кайаццо, ведущий автор исследования.

С такой массой этот белый карлик "заигрывает" с пределами. Еще немного, и этот труп звезды действительно рухнет сам на себя, прежде чем взорваться сверхновой звездой. Объект также очень быстро вращается вокруг своей оси (каждые 6 минут 57 секунд) и обладает невероятно сильным магнитным полем. Этот белый карлик находится всего в 130 световых годах от Земли и очень молод: ему менее 100 миллионов лет.

В будущем исследователи надеются найти больше подобных объектов. "Есть так много вопросов, на которые нужно ответить. Какова скорость слияния белых карликов в галактике? Достаточно ли этого для объяснения количества сверхновых типа Ia? Как генерируется магнитное поле во время этих мощных событий, и почему существует такое разнообразие в силе магнитного поля среди белых карликов?" - задается вопросом доктор Илария Кайаццо. "Обнаружение большой популяции белых карликов, рожденных в результате слияний, поможет нам ответить на все эти и другие вопросы".