Палеонтология

Самый крупный пернатый динозавр был двуногим хищником длиной 9 метров

В огромном пантеоне вымерших существ, некогда правивших Землей, мало кто так завораживает, как динозавры. Среди них особое место занимают тероподы, эти грозные двуногие хищники. Мы знаем, что некоторые из них носили протоперья, вероятно, чтобы регулировать температуру в холодном климате. Сегодня мы рассмотрим самых крупных из них.

Развитие перьев у теропод

Тероподы, двуногие плотоядные динозавры, населяли Землю на протяжении большей части эпохи динозавров. Среди них были такие разные существа, как грозный тираннозавр и грациозный велоцираптор. Однако особенно интригующей тероподов делает их тесная эволюционная связь с современными птицами.

Ископаемые находки, такие как Dilong paradoxus, предоставили удивительное доказательство: следы перьев на некоторых экземплярах теропод. Это открытие перевернуло наше представление об эволюции птиц, предположив, что предками современных птиц на самом деле были динозавры.

Этот эволюционный переход, хотя и был сложным, характеризовался рядом прогрессивных анатомических адаптаций. Среди них центральную роль играет развитие перьев. Первоначально перья, возможно, использовались для теплоизоляции и выполнения социальных функций, таких как общение и ухаживание. Со временем эти перья менялись, становясь все более приспособленными к полету, что в конечном итоге привело к появлению крыльев у современных птиц.

Девятиметровый гигант

Yutyrannus huali, обнаруженный в Китае в 2012 году, вписывается в этот эволюционный контекст. Этот хищник длиной около девяти метров и весом 1400 килограммов значительно превосходит своих предшественников по размерам и росту. Это самое крупное животное, носившее перья.

Но еще более удивительным это открытие делают прямые доказательства того, что этот доисторический гигант был покрыт перьями, предоставленные окаменелостями. В частности, палеонтологи идентифицировали перья первой стадии, то есть нитевидные перья длиной около пятнадцати сантиметров.

Ископаемые перья на хвосте Yutyrannus.

Хотя ученые до сих пор спорят, был ли Yutyrannus частично или полностью покрыт перьями, несомненно, что эти протоперья отличались от современных перьев.

Вместо того чтобы иметь колючки (длинные отростки, отходящие от центрального стержня пера), барбулы (небольшие структуры, ответвляющиеся от стержней) и крючки (крошечные структуры, расположенные на барбулах, которые прикрепляются к соседним барбулам, образуя твердую, гибкую структуру), как перья современных птиц, протоперья Yutyrannus были более простыми. Они образовывали лохматую шерсть, которая, вероятно, помогала динозавру регулировать температуру тела в холодном климате.

После открытия Yutyrannus huali, стал символической фигурой в эволюционной истории динозавров, предлагая увлекательный взгляд на невероятное разнообразие форм и образов жизни, характерных для этих необычных существ, населявших нашу планету миллионы лет назад.