Астрономия

Самый древний в мире астрономический объект находится в Африке

Многие считают, что старейшее в мире место астрономических наблюдений находится в Европе. Однако на самом деле оно находится на африканском континенте и возникло около 7 000 лет назад.

Мегалиты, первые астрономические обсерватории

Астрономия — самая древняя естественная наука в истории. Она заключается в наблюдении за звездами и попытке объяснить их происхождение, эволюцию, физические и химические свойства. Но кто были первыми астрономами в истории? Эрик Лагадек, астрофизик и президент Французского общества астрономии и астрофизики (SF2A), ответил на этот вопрос в статье в журнале GEO.

По словам специалиста, трудно точно датировать начало астрономии. Однако некоторые ученые считают, что доисторический человек уже в то время наблюдал за небом. Так, в знаменитых пещерах Ласко есть группы звезд в виде нарисованных точек.

Однако самым ранним вещественным доказательством наблюдения человеком неба являются расположенные по кругу каменные памятники (мегалиты), относящиеся к донеолитическому периоду. В 2016 году исследователи продемонстрировали, в частности, что каменные круги, существовавшие на протяжении нескольких тысячелетий в Великобритании, позволяли людям следить за циклами Луны и Солнца. Эти предки сегодняшних астрономических обсерваторий служили примитивными календарями.

Однако самые древние вещественные доказательства наблюдения за небом обнаружены не в Европе, а в Африке. Когда человек думает о мегалитах, на ум приходят такие места, как Англия, Шотландия, Бретань и Франция. Однако существуют и более древние круговые каменные выравнивания, самое древнее из которых — Набта-Плайя (Египет), датируемое 7 000 лет назад. Этот археологический объект был обнаружен в 1973 году египетским гидом Эйде Мариффом, но позже был более серьезно изучен археологом Фредом Вендордом.

Несколько лет спустя Фред Уэндорд связался с археоастрономом Кимом Малвиллом. Мальвиль понял, что камни указывают на север и положение солнца в момент летнего солнцестояния, начало сезона дождей. Датирование по углероду-14 позволило датировать каменный круг примерно 4800 годом до н.э., что делает его самым древним из когда-либо обнаруженных астрономических объектов.

Для Эрика Лагадека тот факт, что первый объект такого рода находится в Африке, не является случайностью. Действительно, это вполне логично, поскольку человечество начало свою историю именно на этом континенте.