Палеонтология

Самый древний известный случай каннибализма в мире

Новые исследования показывают, что в кембрийском периоде трилобиты охотились не только на более мелких и слабых животных. Некоторые из них иногда охотились на представителей своего вида. Это открытие представляет собой первое на сегодняшний день свидетельство каннибализма в ископаемых организмах.

Трилобиты — это морские членистоногие, которые впервые появились в летописи окаменелостей около 541 миллиона лет назад, а затем вымерли около 252 миллионов лет назад. В этом смысле эти существа, для которых характерен толстый экзоскелет, способствующий их сохранению, представляют собой одно из величайших достижений эволюции. Тем не менее мы до сих пор мало знаем об этих древних животных, которые очень популярны среди коллекционеров окаменелостей, отсюда и интерес к этому новому исследованию.

Древнейшие свидетельства каннибализма

Рассел Бикнелл, палеонтолог из Университета Новой Англии (Австралия), в течение нескольких лет изучал окаменелости трилобитов из сланцев Эму-Бэй на острове Кенгуру. Здесь выделяются два вида одного рода: Redlichia takooensis, который скреб морское дно в поисках пищи, и Redlichia rex, который был одним из его хищников.

Многие окаменелости R. takooensis были найдены со следами ранений, в основном на задних конечностях. Это не очень удивительно, поскольку этот вид был объектом нападения R. rex. Мы знаем это из анализа копролитов (окаменелых фекалий).

Однако исследователи были удивлены, обнаружив, что у R. rex также были похожие следы. По мнению исследователя, эти травмы, вероятно, были результатом каннибализма. "На этом месторождении не так много других, кто обладает набором инструментов для создания таких отметок и охотно берется за что-то сложное", — говорит Рассел Бикнелл.

Окаменелость трилобита Redlichia takooensis.

Хотя о ротовых аппаратах трилобитов известно немного, палеонтолог считает, что эти следы были сделаны ногами животных. Последние были снабжены небольшими шипами, обращенными внутрь. Некоторые из животных получили удары по животу от своих собратьев и смогли убежать, а те, кого ударили по голове, погибли.

Хотя это первый задокументированный пример каннибализма у животного в ископаемом состоянии, палеонтолог считает, что каннибализм может быть гораздо более древним поведением. "Я бы сказал, что членистоногие едят членистоногих с тех пор, как членистоногие стали членистоногими", — говорит он. Поэтому в будущем, возможно, когда-нибудь будут обнаружены свидетельства такого древнего каннибализма в окаменелостях.

Подробности исследования опубликованы в журнале Palaeogeography, Palaeoclimatology, Palaeoecology.