АстрофизикаНовости

Самый большой вулкан на Ио может вот-вот взорваться

Самый большой вулкан на луне Юпитера Ио может вот-вот взорваться. Десятилетия наблюдений выявили периодический цикл извержений вулкана; в соответствии с прошлым поведением, это должно произойти на следующий день.

Этот потенциальный всплеск активности - или его отсутствие - мог бы помочь нам лучше понять вулкан и саму Ио, самый вулканически активный объект в Солнечной системе.

Массивный вулкан, названный Локи, первоначально был обнаружен с циклом около 540 дней. Это было основано на годах наблюдений между 1988 и 2000 годами, описанных в статье 2002 года, которую возглавлял физик и планетолог Джули Рэтбун из Института планетологии.

В начале извержения Локи светлеет и остается ярким в течение примерно 230 дней, прежде чем снова станет темнее. Затем цикл повторялся. Это происходило как по маслу до 2001 года, когда вулкан перестал светиться.

Затем, в 2013 году, Loki снова запустился, но по несколько более короткому циклу - 475 дней вместо 540. С тех пор он был на 475-дневном цикле.

«Если это поведение останется прежним, Локи должен извергнуться в сентябре 2019 года», - сказал Рэтбун. «Мы правильно предсказали, что последнее извержение произойдет в мае 2018 года».

Ратбун и ее команда интерпретировали Локи как озеро лавы в кратероподобной впадине, называемой патерой около 200 километров в поперечнике. По мере того, как охлаждающая кора на поверхности озера становится гравитационно неустойчивой и разрушается, бассейн «переворачивается», залитый свежей лавой.

Это было подтверждено наблюдениями, которые были опубликованы в 2017 году и которые видели, как волны лавы медленно катятся по патере - процесс, который может занять до 230 дней.

Что вызвало перерыв в этом цикле между 2001 и 2013 годами, пока неизвестно, но одно возможное объяснение может повлечь за собой изменения в изменчивом содержании в магме, которое влияет на плотность как магмы, так и коры. Даже небольшое изменение может привести к большим колебаниям времени, в течение которого кора начинает тонуть.

Последнее извержение началось где-то между 23 мая и 6 июня 2018 года. Это означает, что 475-дневное окно - между 9 и 24 сентября. Возможно, это уже началось.

«Вулканы так сложно предсказать, потому что они очень сложны. На вулканические извержения влияют многие факторы, в том числе скорость поступления магмы, состав магмы - особенно наличие пузырьков в магме, тип породы, в которой находится вулкан, состояние трещины в скале и многие другие проблемы», - сказал Ратбун.

«Мы думаем, что Локи мог быть предсказуемым, потому что он очень большой. Из-за своего размера базовая физика, вероятно, будет доминировать, когда он извергается, поэтому небольшие осложнения, которые влияют на более мелкие вулканы, скорее всего, не окажут такого же влияния на Локи».

Ратбун представила свои выводы на Совместном совещании EPSC-DPS 2019 в Женеве.