КосмонавтикаПланетология

Самый близкий пролет за последние 20 лет позволил получить впечатляющие изображения спутника Юпитера Ио

Ио — это мир, подобного которому нет нигде, по крайней мере, в Солнечной системе. Извержения 400 действующих вулканов постоянно выворачивают его наизнанку. Космический аппарат Juno предоставил потрясающие снимки спутника Юпитера, сделанные во время его первого пролета. Профессиональные и любительские специалисты по обработке изображений уже вычленяют детали, которые могут быть упущены на необработанных фотографиях.

О том, что на Ио есть что-то странное, мы знали уже более 400 лет. Его открытие, как и трех других галилеевых спутников, всколыхнуло астрономию. Когда изумление от его существования прошло, люди обратили внимание на его красную окраску, в то время как три другие крупные спутники Юпитера — белые.

Миссии "Вояджер" раскрыли, что в ней особенного: вулканические извержения постоянно подтачивают планету. Большинство других спутников газовых гигантов покрыты льдом, но на поверхности Ио много серы. Карл Саган назвал этот мир "с запахом тухлых яиц и внешним видом, как у пиццы".

Вы можете сами судить о том, на что больше всего похожа Ио, но, пролетая над поверхностью Ио всего в 1 500 километрах, Juno сделал потрясающие снимки, которые будут пересматриваться еще долгие годы. Juno находится на орбите Юпитера уже семь лет, но большую часть этого времени его внимание было сосредоточено на самой планете. Только сейчас внимание переключилось на спутники.

Близкий проход — это нечто большее, чем просто получение изображений поверхности с высоким разрешением. Ио и Европа окружены кольцами ионов в форме бублика благодаря своему расположению в огромном магнитном поле Юпитера. Juno пролетел через него. Собранные данные важны с научной точки зрения, а также используются для подготовки JUICE и Europa Clipper к безопасным пролетам.

Не все методы обработки изображений Juno привлекательны, но это не мешает им быть интересными.

3 февраля Juno совершит еще один близкий пролет Ио. Гравитация Ио уже сократила орбитальный период Juno с 38 до 35 дней, а следующий пролет уменьшит его до 33 дней. Этот пролет позволит планетологам сравнивать снимки и искать изменения на поверхности Ио за короткий промежуток времени. Пролеты Ио будут происходить каждый второй раз, когда Juno будет приближаться к Юпитеру, но ни один из них не будет таким близким, как эти два.

Обработка изображений, полученных контроллерами Juno, потребует времени, но уже сейчас к этой задаче приступило множество других специалистов.

Интенсивный вулканизм Ио обусловлен тем, что его внутренности постоянно растягиваются и расслабляются из-за изменения расстояния до Юпитера и гравитационного притяжения сопутствующих спутников. На более комфортном для Европы расстоянии от гравитационного колодца эти эффекты создают достаточно тепла, чтобы растопить лед под внешней оболочкой и создать внутренний океан. Ближе к Ио выделяется гораздо больше тепла, в результате чего камни расплавляются, а магма прорывается сквозь поверхность. В процессе Ио потерял почти всю свою воду, став самой плотным спутником Солнечной системы.

Ио настолько вулканичен, что считался единственным миром в Солнечной системе, не считая газовых гигантов, на котором нет ударных кратеров. Однако в прошлом месяце появились доказательства того, что это, вероятно, не так. Снимки, сделанные во время этих пролетов, будут изучены любителями и, возможно, профессионалами в поисках новых примеров.