Палеонтология

Самому старому известному млекопитающему 225 миллионов лет

Иллюстрация Brasilodon quadrangularis в его среде обитания.

Благодаря обнаружению новых окаменелых зубов Brasilodon quadrangularis теперь носит титул самого древнего (известного) вида млекопитающих в мире. Считается, что землеройкоподобное животное появилось по меньшей мере 225,42 миллиона лет назад. Подробности исследования опубликованы в журнале Journal of Anatomy.

Новое исследование выявило зубные отпечатки самого древнего из известных млекопитающих. Brasilodon quadrangularis в то время был всего двадцать сантиметров в длину, более 225 миллионов лет назад (верхний триас/норий), примерно через двадцать пять миллионов лет после пермско-триасового массового вымирания, которое привело к исчезновению около 70% семейств наземных позвоночных.

До сих пор Morganucodon считался первым млекопитающим. Это небольшое насекомоядное животное длиной около десяти сантиметров, известное лишь по нескольким ископаемым зубам, как полагают, появилось через двадцать миллионов лет после Brasilodon.

"Сравнительные исследования с зубными рядами млекопитающих и схемами замены зубов позволяют предположить, что это было относительно недолго живущее плацентарное животное", — говорит доктор Марта Рихтер из Музея естественной истории в Лондоне и ведущий автор исследования. Brasilodon, живший рядом с самыми древними из известных динозавров, вероятно, жил в норах, как сегодня живут землеройки.

Brasilodon также является самым древним из известных вымерших позвоночных, имевших два последовательных набора зубов, включая набор сменных (дифиодонтию). Первый набор начал развиваться на эмбриональной стадии. После рождения развился второй набор. Дифиодотия - сложное явление, включающее глубокие и контролируемые временем изменения в анатомии черепа. В частности, оно участвует в закрытии вторичного нёба (крыши рта), что позволяет молодым особям сосать и одновременно дышать.

Такая схема замены зубов является ключевой особенностью млекопитающих. Она отличается от таковой у рептилий, у которых новые зубы регенерируют несколько раз в течение жизни (полифиодония). Именно эта закономерность позволила исследователям сделать вывод, что это маленькое животное действительно было примитивным млекопитающим. Несколько образцов предоставили анатомические и гистологические данные из трех нижних челюстей на разных стадиях роста, показывая упорядоченную и своевременную замену молочных зубов на зубы взрослых.

"Свидетельства того, как строился зубной ряд во время развития, являются решающими и окончательными в доказательстве того, что Brasilodon действительно были млекопитающими", — говорит Мойя Мередит Смит из Королевского колледжа Лондона и соавтор исследования. "Наша статья поднимает уровень дебатов о том, что определяет млекопитающее, и показывает, что это было гораздо более раннее время возникновения ископаемых, чем было известно ранее.