История

Самое раннее задокументированное северное сияние найдено в китайском тексте

Согласно одному из исследований, первый задокументированный случай появления полярного сияния - ярких цветных огней, которые иногда освещают ночное небо, относится к началу X века до нашей эры. Это событие было упомянуто в древнем китайском тексте.

Исторические отчеты о полярных сияниях расширяют наши знания о солнечных вспышках и долговременной солнечной изменчивости за пределы хронологического охвата до десятилетних, а иногда и столетних временных масштабов, что стало возможным благодаря инструментальным наблюдениям. Таким образом, такие продления сроков приносят пользу ученым, поскольку они увеличивают количество тематических исследований экстремальных погодных явлений, которые могут оказать более сильное потенциальное воздействие на современную технологическую инфраструктуру.

Исследователи обнаружили эту деталь в Бамбуковые анналах. Это текст четвертого века до нашей эры, написанный на кусках бамбука и повествующий о легендах и истоках китайской истории.

В тексте описывается "пятицветный свет", наблюдаемый в северной части ночного неба в конце правления царя Чжао, четвертого царя китайской династии Чжоу. Точные даты правления Чжао неизвестны, но, согласно исследованию, вероятно, что это событие произошло в 977 году до н.э. или 957 году до н.э.

Это упоминание до сих пор не вызывало особого научного интереса, вероятно, из-за противоречивых интерпретаций физической идентичности и хронологии события. Раньше, например, термин "пятицветный свет" путали с термином "комета". Новый взгляд в конечном итоге привел исследователей к пониманию того, что он детализировал то, что может быть первым описанным северным сиянием.

Фрагмент одного из вариантов "Бамбуковые анналы".

Полярные сияния в небе Китая?

Описание "пятицветного света" здесь, вероятно, относится к геомагнитной буре. Эти события происходят, когда Солнце на большой скорости выбрасывает в космос гигантские пузыри наэлектризованного газа.

Магнитосфера Земли защищает нас от многих из этих энергичных заряженных частиц, но некоторым из них все же удается пробиться сквозь нее, вызывая магнитные возмущения. Такие бури также могут создавать красивые огни в ночном небе. Как объясняет НАСА, кислород светится зеленым и красным цветом, а азот излучает синий и фиолетовый свет.

Сегодня мы знаем, что северное сияние происходит в северных широтах, а так называемое южное сияние - в южных широтах. Однако мы знаем, что в середине X века до нашей эры северный магнитный полюс Земли был наклонен в сторону Евразийских континентов, примерно на пятнадцать градусов ближе к центру Китая, чем сегодня. Поэтому вполне возможно, что местные жители того времени могли быть свидетелями таких событий.