Астрономия

Самое четкое изображение самой массивной из известных звезд показывает ее истинный размер

Используя возможности телескопа Gemini South в Чили, астрономы получили самое четкое изображение звезды R136a1, самой массивной звезды, известной во Вселенной. Результаты показывают, что мы переоценили объект. Это исследование ставит под сомнение наше понимание самых массивных звезд и предполагает, что они могут быть не такими массивными, как считалось ранее. Подробности исследования опубликованы в журнале The Astrophysical Journal.

Пока неясно, как образуются самые массивные звезды (те, которые более чем в 100 раз превышают массу Солнца). Это связано с тем, что трудно получить наблюдения этих объектов, большинство из которых расположены в густонаселенных ядрах звездных скоплений, окутанных пылью. Кроме того, звезды-гиганты имеют относительно короткий срок жизни по сравнению с Солнцем (всего несколько миллионов лет). Эти два фактора в сочетании с огромными астрономическими расстояниями, отделяющими нас от этих объектов, затрудняют их точную характеристику.

Тем не менее уже несколько лет считается, что R136a1 - самая массивная из известных звезд. Вы найдете его на расстоянии около 160 000 световых лет от Земли в Большом Магеллановом Облаке — карликовой галактике, вращающейся вокруг Млечного Пути.

По оценкам предыдущих наблюдений, ее масса в 250-320 раз превышает массу Солнца. Однако по причинам, указанным выше, точная оценка ее массы всегда была непростой задачей. Масса звезды оценивается путем измерения ее светимости и температуры и сравнения с прогнозами, основанными на ее типе.

Чтобы помочь более точно измерить массу этой звезды, команда под руководством астронома Вену М. Калари недавно сделала самые четкие на сегодняшний день снимки R136a1. Для этого они использовали инструмент Zorro, установленный на телескопе Gemini South (Чили).

Использование этого инструмента не было случайным. Он способен преодолевать размытость изображений, вызванную земной атмосферой. Для этого он делает тысячи снимков в минуту, каждый из которых имеет время экспозиции всего шестьдесят миллисекунд. В таких условиях атмосфера не успевает размыть отдельные кадры. При объединении эти элементы дают гораздо более четкое изображение звезды.

Сравнение изображений R136a1. Новые изображения Zorro (слева) выглядят намного резче, чем изображения Хаббла (справа).

Благодаря этим изображениям исследователи смогли более точно рассчитать массу R136a1. Затем они обнаружили, что эта звезда менее массивна, чем считалось ранее (от 170 до 230 солнечных масс). Хотя ее масса была пересмотрена в сторону уменьшения, она по-прежнему является самой массивной звездой, известной на сегодняшний день.

Однако эта новая работа может свидетельствовать о том, что массы других звезд также ниже, чем считалось ранее. Это будет иметь важные последствия. Определенные типы сверхновых будут более редкими, что повлияет на обилие металлов во Вселенной.