БиологияКосмонавтика

Рыбы на космической станции «Тяньгун» приспособились к микрогравитации

Спустя несколько недель после прибытия на борт китайской космической станции «Тяньгун» четыре данио-рерио чувствуют себя хорошо. Они окончательно адаптировались к условиям микрогравитации после трудных первых нескольких дней.

Изучение эволюции рыбной экосистемы

«Шэньчжоу-18» — тринадцатая китайская пилотируемая космическая миссия и седьмая на Китайской космической станции. Однако в рамках этой миссии 25 апреля 2024 года четыре рыбки данио совершили путешествие в сопровождении партии погруженных роголистников, водных растений без корней. Цель? Создайте автономную экосистему и изучите ее эволюцию под действием микрогравитации, а также радиации.

Как только рыбы прибыли на борт станции, они были дезориентированы, о чем говорится в статье CGTN от 19 мая 2024 года. По словам тайконавтов, позвоночные плавали странным образом: кругами, задом наперед или на спине. Такое поведение говорило о том, что рыбы не могли сориентироваться в собственном пространстве. В конце концов, все вернулось на круги своя, и, похоже, у них все хорошо.

Как поясняет Universe Today, Китайское национальное космическое управление (CNSA) не случайно выбрало этот вид рыб. Надо сказать, что их репродуктивный цикл и фаза развития довольно коротки. Кроме того, их икринки прозрачны, что облегчает изучение их роста. Их генетический состав также имеет много общего с человеческим. Иными словами, некоторые результаты этого исследования могут быть применимы и к людям.

Микрогравитация и радиация

Миссия не предполагает возвращения рыб на Землю. Цель состоит в том, чтобы сохранить их жизнь на борту станции и создать вокруг них экосистему. В задачу тайконавтов входит кормление животных, наблюдение за ними с помощью камер и регулярный забор воды. По окончании эксперимента наука должна узнать больше о влиянии микрогравитации на позвоночных, а также о последствиях радиации.

Однако следует знать, что на орбиту для выполнения совершенно аналогичной работы уже отправлялись и другие рыбы. Так было в 2012 году с Японским космическим агентством (JAXA). В рамках своего исследования исследователи использовали рыбу данио и медаку, рыбу, обитающую на рисовых полях. Руководители проекта отметили снижение плотности костей животных примерно через десять дней после их прибытия; явление, очевидно, уже наблюдавшееся у людей.