Космонавтика

Rocket Lab запустит первую миссию по удалению космического мусора Astroscale

Rocket Lab только что подписала контракт с компанией Astroscale на запуск демонстрационной миссии Active Debris Removal by Astroscale (ADRAS-J). JAXA выбрало компанию Astroscale для первого этапа проекта Commercial Removal of Debris Demonstration (CRD2), одной из первых технологических демонстраций по удалению крупного мусора с орбиты. Запуск запланирован на 2023 год с помощью ракеты Electron, стартующей с космодрома Rocket Lab Launch Complez 1 в Махиа, Новая Зеландия.

Миссия ADRAS-J продемонстрирует возможности управления и работы вблизи обломков и получение изображений компонента. Миссия будет включать в себя рандеву со второй ступенью "утилизируемой" ракеты JAXA H2-A. ADRAS-J начнет полет с 80-километрового захода, за которым последует еще один заход по траектории безопасности, повторяющей форму эллипса. Во время этого маневра ряд систем будет использоваться для управления ориентацией спутника с помощью алгоритмов обработки изображений и машинного обучения:

• VISCAM проведет подход с 80 км до 1 км.
  • IRCam от 1 км до 250 м
  • LiDar с 250 м и далее.

На расстоянии 100 м от цели будут сделаны снимки с интервалом менее 30 секунд, затем спутник будет вращаться вокруг обломка, сохраняя постоянное расстояние. Наконец, будет произведена центровка спутника на второй ступени. На этом первый этап миссии будет завершен. На втором этапе, который еще предстоит подтвердить, будет продемонстрирована деорбитация обломков. В настоящее время ADRAS-J находится на стадии рассмотрения проекта, а сборка космического аппарата запланирована на начало 2022 года.

Astroscale - одна из первых частных компаний, основной целью которой является обеспечение устойчивого развития космоса на благо будущих поколений. Компания была основана в 2013 году в Сингапуре, а затем перенесла свою штаб-квартиру в Токио. С тех пор компания Astroscale расширила свои границы, открыв филиалы по всему миру, в Великобритании, США и Израиле. Цель первой миссии, стартовавшей в ноябре 2017 года под названием IDEA-OSG1, — наблюдение за небольшими обломками, обнаруженными на НОО. Можно было бы измерить их размер, узнать их форму, скорость и высоту, на которой они находятся, получить больше знаний об окружающей среде. К сожалению, ракете "Союз" не удалось вывести спутник на орбиту.

Вторая миссия, End of Life Services by Astroscale (ELSA), запущенная в марте этого года на борту корабля "Союз-2", в августе провела успешные испытания. ELSA состоит из двух спутников: одного основного, который отвечает за безопасную фиксацию указанного мусора и последующее возвращение его в атмосферу, и другого, который действует как имитатор космического мусора. Испытания заключаются в освобождении последнего и последующей стыковке с помощью магнитного механизма. Операции будут повторяться несколько раз при различных условиях. Эта система уже продемонстрировала возможность обнаружения орбитального мусора и стыковки с ним, а затем изменения его орбиты, чтобы вызвать сход с орбиты. Кроме того, были собраны полезные данные о технологиях, которые будут использоваться для будущих миссий.

Система, которая занимается выпуском спутников на орбиту, Электрон, обеспечивает клиентам Rocket Lab отличную точность в достижении желаемой орбиты. Электрон, или третья ступень, имеет функцию включения собственного двигателя Кюри, с мощностью 120 ньютонов, несколько раз, так что вы можете сделать несколько изменений траектории.

Электрон накануне своего 20-го полета.

"Встреча с обломками на орбите, которые движутся со скоростью около 27 000 км в час, — это очень сложная задача, требующая абсолютной точности, когда дело доходит до орбитального развертывания. «Electron Kick Stage» продемонстрировал эту точность в 18 миссиях, обеспечив космический транспорт для позиционирования спутников наших клиентов именно там, где им нужно", — сказал Питер Бек, основатель и генеральный директор Rocket Lab.

О будущем устойчивости в космосе можно говорить с уверенностью. Из следующих слов основателей компаний Rocket Lab и Astroscale можно предположить, что в будущем сотрудничество может быть продолжено: "Надежные и коммерчески жизнеспособные ракеты-носители, такие, как ракета Электрон компании Rocket Lab, обеспечивают частый и гибкий доступ в космос, позволяя нам продвигать наши услуги на орбите, которые имеют решающее значение для развития космической инфраструктуры и экономики", — сказал Нобу Окада, основатель и генеральный директор компании Astroscale.