Космонавтика

Relativity запустила первую напечатанную на 3D-принтере ракету почти в космос

Американская компания Relativity Space осуществила первый запуск ракеты Terran-1, первой в мире почти полностью напечатанной на 3D-принтере ракеты. Запуск прошел частично успешно, поскольку ракета зажглась, оторвалась от рампы и прошла MaxQ - точку наибольшего аэродинамического напряжения на ракете. Разделение между первой и второй ступенями также прошло правильно, в то время как вторая ступень не воспламенилась должным образом, что привело к завершению миссии примерно через три минуты после запуска.

Terran-1 стартовала со стартового комплекса 16 на мысе Канаверал, штат Флорида, без какого-либо коммерческого груза на борту. Вместо этого внутри носового конуса находился небольшой диск - один из первых артефактов, изготовленных с помощью 3D-принтеров компании Stargate.

Миссия, известная как "GLHF" (Good Luck, Have Fun), завершилась частичным успехом из-за неустановленной проблемы во второй ступени. Однако результат остается большой победой калифорнийского стартапа, который продемонстрировал несколько ключевых технологий 3D-печати.

Сегодняшний запуск был долгожданным как в космическом секторе, так и за его пределами. В частности, из-за новаторской идеи, лежащей в основе проекта, а также благодаря высокому доверию, которое Relaticity завоевала на рынке. Компания Relativity Space была основана в 2015 году и сегодня входит в число наиболее финансируемых стартапов во всем аэрокосмическом секторе. Оцениваемый более чем в 4 миллиарда долларов, калифорнийский стартап уже заключил несколько контрактов на запуск с такими крупными именами, как Oneweb, Iridium, NASA и Министерство обороны США.

Terran-1 и современная ракетная эра

При высоте 24 метра Terran-1 в 3D-печати составляет около 85 процентов массы всей ракеты. Relativity использует крупнейший в мире 3D-принтер Stargate для сборки своих ракет из различных компонентов. Элементы, полученные в результате этого процесса, варьируются от больших баков до самых маленьких камер сгорания двигателей.

Полезная нагрузка ракеты на низкой околоземной орбите составляет около 1 200 кг. В основе ракеты лежат девять двигателей Aeon-1, работающие на смеси метана и жидкого кислорода. Промышленность проявляет большой интерес к этой смеси, которая обеспечивает более легкое многократное использование, лучшую производительность и в будущем даже возможность производства на Марсе.

Однако на второй ступени имеется только один двигатель Aeon Vac, представляющий собой переработанную версию двигателя первой ступени.

Девять двигателей Aeon-1 во время статических испытаний первой ступени Terran-1.

Relativity очень быстро работает над итерациями ракеты и планирует заменить девять двигателей Aeon-1, которые приводили в движение первый прототип, одним двигателем Aeon R. Последний является двигателем следующего поколения, который компания хочет использовать для новой амбициозной ракеты-носителя Terran-R.

Вопреки прогнозам, стартап недолго пробудет на рынке с этой небольшой ракетой, заменив ее как можно скорее на Terran-R, которая будет более мощной, по-прежнему напечатанной в 3D и полностью многоразовой, как космический корабль SpaceX Starship.

Процесс 3D-печати

Использование 3D-печати для создания ракет-носителей, конечно, не является чем-то новым; такие компании, как SpaceX, Rocketlab и Blue Origin, уже давно используют эту технологию для производства различных компонентов своих ракет-носителей. Однако никто еще не заходил так далеко, чтобы изготовить всю ракету (кроме электронных компонентов и немногого другого) на огромных 3D-принтерах.

В каком-то смысле залогом успеха Terran-1 является возможность для инженеров значительно упростить конструкцию всего аппарата, то есть уменьшить количество компонентов на порядки.

Как сказал генеральный директор Relativity Тим Эллис, настоящий секрет стартапа кроется в искусственном интеллекте. Последний играет ключевую роль в точности работы принтеров, которая улучшается с каждой произведенной деталью путем сравнения симуляции изготавливаемой детали с кадрами и звуками, собранными во время самого процесса печати.

Внедрение этого процесса также позволяет значительно сократить время, необходимое для создания транспортного средства из заказа. Согласно предыдущим заявлениям компании, Terran-1 должен быть построен всего за 60 дней с момента заказа, что является значительным шагом вперед по сравнению с остальными конкурентами.

Подпишитесь на нас: Дзен.Новости / Вконтакте / Telegram
Back to top button