Астрономия

Редкое открытие: каменистая планета на расстоянии 25 000 световых лет

Астрономы сообщили, что они идентифицировали скалистую планету, расположенную на расстоянии около 25 000 световых лет от Земли, используя гравитационное микролинзирование. Подробности исследования опубликованы в Астрономическом журнале.

На сегодняшний день примерно треть из более чем 4000 подтвержденных экзопланет являются скалистыми, и большинство находится в пределах нескольких сотен или даже нескольких тысяч световых лет от Земли. Астрономы сегодня объявляют об открытии другого из этих теллурических миров, но расположенного на гораздо более отдаленном расстоянии: 24 722,65 световых лет. Эта экзопланета на сегодняшний день является одной из самых отдаленных, когда-либо обнаруженных в Млечном Пути.

Гравитационная микролинза

Большинство миров, выявленных до сих пор за пределами нашей системы, были сделаны с помощью двух методов.

Транзитный метод, целью которого является измерение кривой света, излучаемого далекими звездами. Затем иногда наблюдаются периодические падения светимости, прерывающие прохождение одной или нескольких экзопланет перед звездой по отношению к наблюдателю.

И так называемая "радиальная скорость", опирающаяся на спектральное наблюдение звезд, ищущих признаки "колебаний". Грубо говоря, астрономы будут наблюдать, движется ли намеченная звезда от Земли или по направлению к ней, выявляя наличие планет, которые оказывают гравитационное воздействие на их хозяина.

Но есть и третий метод - гравитационная микролинза.

Напомним, что гравитационная линза создается благодаря наличию очень массивного небесного тела, расположенного между наблюдателем и удаленным источником света. Это небесное тело (галактика или скопление галактик), формируя вокруг себя сильное гравитационное поле, затем отклонит световые лучи объекта, находящегося на заднем плане, искажая и увеличивая таким образом изображения, которые будет получать наблюдатель, размещенный на линии видимости.

Микролинзы, с другой стороны, основаны на том же принципе, но на выравнивании двух далеких звезд.

Всякий раз, когда две звезды тесно выстраиваются с нашей точки зрения, свет звезды на заднем плане изгибается, когда он переходит на уровень звезды, расположенной перед ним. Но также важно знать, что планета, вращающаяся вокруг звезды на переднем плане, может создавать эффект маленькой гравитационной линзы. Это то, что здесь произошло.

Нетипичная система

Событие, получившее название OGLE-2018-BLG-0677, было независимо обнаружено системой раннего предупреждения с помощью оптики с гравитационной линзой (OGLE) и Корейской сетью микролинзированных телескопов (KMTNet).

Анализ этих данных позволил оценить, что этот мир является суперземлей примерно в четыре раза массивнее нашей планеты. Мы также знаем, что он развивается вокруг очень маленькой звезды всего в 0,12 раза больше массы Солнца. Впрочем, астрономы еще не смогли определить, была ли это звезда малой массы или коричневый карлик.

Наконец, мы знаем, что планета расположена на расстоянии от 0,63 до 0,72 астрономической единицы от своего хозяина. Это примерно эквивалентно расстоянию Венера-Солнце. И что она ездит по ней каждые 617 дней.

Наконец, мы знаем, что планета расположена на расстоянии от 0,63 до 0,72 астрономических единиц от своего хозяина. Это примерно эквивалентно расстоянию между Венерой и Солнцем.

Пока остается неясным, является ли этот мир потенциально пригодным для жизни. Главным образом потому, что природу звезды еще не удалось определить. Система также настолько далека, что астрономы не в состоянии более точно охарактеризовать планету.

Тем не менее это исследование интересно, поскольку оно демонстрирует силу гравитационных микролинз как инструмента для поиска этих отдаленных экзопланет. Инструмент, который вскоре будет использоваться телескопом WFIRST, запуск которого запланирован на 2025 год, для поиска других внеземных миров.