Астрономия

Редкий звездный взрыв, видимый невооруженным глазом, может произойти в любой момент

Белый карлик T Северной Короны (T CrB), бинарной звездной системы, расположенной в 3 000 световых лет от Земли, в сентябре этого года взорвется в виде новой звезды. Происходящий примерно раз в 80 лет, этот взрыв значительно увеличит светимость звезды, так что она будет видна невооруженным глазом в течение нескольких дней на ночном небе в северном полушарии. Это предоставит уникальную возможность для наблюдений новому поколению астрономов.

Известная также как «Полыхающая звезда», T Северной Короны представляет собой бинарную систему, состоящую из белого карлика, вращающегося вокруг красного гиганта. Красные гиганты — это холодные, старые звезды, которые образуются, когда запасы водорода в них иссякают. Белые карлики, напротив, представляют собой остатки звезд, которые разрушились сами по себе, выбросив весь свой внешний слой.

Красный гигант в системе T Северной Короны по мере старения становится все более нестабильным. Постепенно он лишается внешнего слоя под действием гравитационного притяжения своего спутника — белого карлика, который по размеру равен Земле, а по массе сопоставим с Солнцем. Две звезды находятся достаточно близко друг к другу, чтобы интенсивно взаимодействовать. В результате обмена веществом на поверхности белого карлика нарастают давление и тепло, что в конечном итоге приводит к периодическому термоядерному взрыву, достаточно мощному, чтобы «сдуть» накопленное вещество.

Белый карлик T CrB взрывается в новую примерно каждые 80 лет. Не путать со сверхновой, которая приводит к финальному титаническому взрыву массивных умирающих звезд. После взрыва новой звезды звезда выбрасывает только свой внешний слой, в то время как ее ядро ​​— белый карлик — остается неповрежденным и может повторно накапливать вещество в случае повторяющихся новых.
Цикл обычно повторяется в течение десятков или сотен тысяч лет.

Однако "есть несколько периодических новообразований с очень короткими циклами, но в целом мы не часто видим повторный взрыв в течение человеческой жизни, и редко когда взрыв происходит так близко к нашей системе", — пишет в блоге НАСА Ребекка Хаунселл, ассистент исследователя новой звезды из Центра космических полетов Годдарда.

"Это уникальное событие, которое увлечет многих молодых и будущих астрономов, предлагая космическое событие, которое они могут наблюдать сами, задавать свои вопросы и собирать свои собственные данные. Это даст толчок следующему поколению ученых", — считает она.

Анимация, показывающая взрыв белого карлика в системе T CrB.

Явление, происходящее каждые 80 лет

Первое наблюдение повторной новой T Северной Короны датируется более чем 800 годами, осенью 1217 года. Последние два произошли в 1866 и 1946 годах соответственно. Ее поведение в последние 10 лет похоже на то, что наблюдалось перед каждым скорым взрывом. Система постепенно становится ярче, а затем немного тускнеет перед извержением. С 2015 года она становилась все ярче и ярче, а с марта 2023 года начала немного тускнеть. Если эта тенденция сохранится, то, по оценкам исследователей, взрыв может произойти уже в сентябре этого года.

Во время взрыва 10 февраля 1946 года T Северной Короны стала в 600 раз ярче, чем неделей ранее. По оценкам специалистов НАСА, во время следующего извержения она всего за несколько дней перейдет от 10-й величины (неразличимой на небе невооруженным глазом) к 2-й - такой же яркости, как Полярная звезда, 48-я по яркости звезда на небе северного полушария. Таким образом, систему можно наблюдать невооруженным глазом в течение нескольких дней, а с помощью хорошего бинокля или полупрофессионального телескопа — более недели.

Чтобы наблюдать это событие, ищите созвездие Северная Корона (в идеале - в ясную ночь) - подковообразную кривую из семи звезд к западу от созвездия Геркулес и к востоку от созвездия Волопас. Самый простой способ определить нужное созвездие — найти Арктур и Вегу — две самые яркие звезды в северном полушарии - и провести между ними прямую линию. Эта линия проходит точно через Геркулес и Северную корону.

Однако важно отметить, что существует вероятность того, что взрыв все-таки не произойдет, поскольку повторяющиеся новые особенно непредсказуемы. "Когда вы думаете, что не может быть никаких причин, чтобы они следовали определенной установленной схеме, они следуют - и как только вы начинаете полагаться на то, что они повторяют ту же схему, они полностью отклоняются от нее. Посмотрим, как поведет себя T CrB", — заключает Кодзи Мукаи, астрофизик из NASA Goddard.