Космонавтика

Раскрытие секретов стволовых клеток в условиях невесомости

В понедельник на борту Международной космической станции началась насыщенная неделя, посвященная науке и подготовке к предстоящей доставке груза. Экипаж 70-й экспедиции нацелился на новые исследования стволовых клеток и орбитальные тренировки.

Подготовка к доставке груза

Два космонавта, бортинженеры Олег Кононенко и Николай Чуб, готовятся к дежурству, чтобы следить за автоматической стыковкой грузового корабля "Прогресс 87", который должен стартовать с космодрома Байконур в Казахстане в 18:25 вечера по московскому времени в среду, 14 февраля. Груженый почти тремя тоннами продовольствия, топлива и припасов, "Прогресс" пристыкуется к станции около 9:12 утра в субботу, 17 февраля. В ходе подготовки к предстоящей доставке груза космонавты тренировались в работе с телероботизированным устройством сближения, или TORU, которое позволяет им дистанционно управлять прибывающим космическим кораблем в том маловероятном случае, если он не сможет пристыковаться автоматически.

Тем временем грузовой корабль "Прогресс-85", прибывший на станцию около шести месяцев назад, отстыкуется от нее в 05:09 понедельника, 13 февраля. Примерно через три часа ему будет дана команда сойти с орбиты, после чего он безвредно сгорит над Тихим океаном.

Достижения в области исследования стволовых клеток

Пока шла подготовка к предстоящей миссии, два бортинженера НАСА, Жасмин Могбели и Лорел О'Хара, большую часть своего дня посвятили исследованию "Мезенхимальные стволовые клетки в микрогравитации при потере костной ткани" (MABL-A). Исследование MABL-A, которое было доставлено на борту 20-й коммерческой миссии пополнения запасов Northrop Grumman почти две недели назад, оценивает влияние микрогравитации на стволовые клетки костного мозга. В течение дня дуэт по отдельности работал над образцами биоклеток в среде обитания при содействии бортинженера JAXA (Японское агентство аэрокосмических исследований) Сатоси Фурукавы.

Орбитальная тренировка и настройка оборудования

Затем Могбели надела костюм и повязку Bio-Monitor, которые контролируют и регистрируют жизненно важные показатели во время выполнения членами экипажа повседневных действий. После этого к ней присоединились Фурукава, командир Европейского космического агентства Андреас Могенсен и бортинженер Роскосмоса Константин Борисов, чтобы завершить орбитальную подготовку на случай, если на станции возникнет нештатная ситуация.

В конце дня Могбели с помощью Фурукавы отстыковал внешнюю платформу NanoRacks, затем установил на нее устройство управления давлением и подключил кабели питания и передачи данных.