АнтропологияНовости

Ранние европейцы не переносили молоко, но все равно его пили

Исследователи обнаружили, что европейцы потребляли молоко без лактазы в течение тысяч лет, несмотря на некоторые легкие симптомы. Ученые утверждают, что мутация лактазы стала важной для выживания только тогда, когда европейцы начали терпеть эпидемии и голод. Эти события могли усугубить желудочные расстройства, что привело бы к опасной для жизни диарее.

У млекопитающих самки производят молоко для кормления своих детенышей. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, переваривают молоко с помощью фермента, называемого лактазой. Этот фермент "расщепляет" молочный сахар на легко усваиваемые фрагменты. После отъема молодые млекопитающие перестают вырабатывать лактазу. В конце концов, зачем тратить энергию на производство фермента, который вам больше не нужен?

В этом отношении люди не похожи на других млекопитающих. Для нашего вида действительно характерно продолжать употреблять молоко в зрелом возрасте. Мы также знаем, что миллиарды людей во всем мире являются носителями генетических мутаций, которые позволяют им вырабатывать лактазу на протяжении всей жизни, что облегчает переваривание молока.

Ученые давно подозревали, что потребление молочных продуктов и персистенция лактазы развивались вместе в истории человечества. Теория гласит, что когда наши предки начали разводить животных около 10 000 лет назад, те, у кого была мутация для устойчивости лактазы, получили новый источник калорий и белка. Те, у кого нет мутации, заболели бы, пытаясь употреблять его в пищу.

Новое исследование говорит о другом. Работа, проведенная под руководством биогеохимика Ричарда Эвершеда из Бристольского университета (Англия), была опубликована в журнале Nature.

Ранние европейцы употребляли молоко без лактазы

В рамках исследования ученые проанализировали следы молока, сохранившиеся на тысячах фрагментов керамики в Европе и соседних регионах. Таким образом, они смогли создать карту потребления молока за последние 9 000 лет.

Самые ранние свидетельства о молоке появились в Турции. Затем эти фермеры должны были переселиться в Европу около 6 000 лет назад, забрав с собой свой скот. В течение этого периода команда обнаружила, что некоторые общества потребляли молоко, а другие — нет. Они также обнаружили, что производство молока проходило через циклы расширения и спада на протяжении веков.

В ходе работы также проводился генетический анализ. Марк Томас и его команда, генетик из Университетского колледжа Лондона, проанализировали ДНК, собранную с 1 786 древних скелетов, найденных в Европе и соседних регионах. Их целью было выделить мутацию, которая могла бы сохранить ген лактазы активным во взрослом возрасте.

Самая старая мутация, которую они обнаружили, предположительно имеет возраст около 6 600 лет, но до 4 000 лет назад она была редкостью. Другими словами, в течение 2 600 лет европейцы потребляли молоко, но почти никто из них не был способен вырабатывать лактазу во взрослом возрасте.

Чтобы узнать, как эта мутация влияет на людей сегодня, исследователи изучили Биобанк Великобритании. Это база данных, в которой хранятся медицинские записи сотен тысяч британских добровольцев. Анализ дал неожиданные результаты: люди без мутации лактазы потребляют примерно столько же молока, сколько и люди с мутацией. Однако люди, которые не могут вырабатывать фермент, не страдают от дополнительных проблем со здоровьем.

Если это так сегодня, то, вероятно, так было и тогда. Некоторые из наших предков, возможно, иногда страдали от неприятных спазмов и газов, но этого было недостаточно, чтобы повлиять на их здоровье.

Употребление молока без лактазы было бы гораздо более рискованным во время кризиса. Доказано, что голод или эпидемии могут превратить легкие симптомы в более опасные, например, в диарею. Во время периодических голодов Бронзового века люди, возможно, пытались выжить, употребляя молоко, когда другие виды пищи становились скудными. Те, кто не имел гена лактазы, скорее всего, погибли бы от диареи (и, следовательно, обезвоживания), в то время как мутация лактазы могла помочь другим выжить.