АстрономияАстрофизика

Радиовсплеск, зафиксированный телескопом, не поддается объяснению

Захватывающие наблюдения за 35 повторениями быстрых радиовсплесков (FRB) открывают новые характеристики этих загадочных взрывов излучения из глубокого космоса, которые появляются и исчезают в течение нескольких миллисекунд.

Что такое FRB?

Быстрые радиовсплески (FRB) - это кратковременные вспышки радиосигналов из глубокого космоса. Они привлекают внимание астрономов своей интенсивностью и загадочным космическим происхождением. Всего за несколько миллисекунд эти явления излучают значительное количество энергии, эквивалентное той, что производит наше Солнце за несколько лет.

Впервые обнаруженные в 2007 году, FRB обычно ассоциируются с катаклизмами, такими как столкновения нейтронных звезд, сверхновые или экстремальные объекты, такие как магнетары — нейтронные звезды с исключительно мощными магнитными полями.

Интригующим аспектом FRB является вариативность их поведения. Некоторые из них испускают один сигнал, после чего исчезают, в то время как другие, известные как "ретрансляторы", генерируют повторяющиеся вспышки из одной и той же области неба. Такое разнообразие говорит о множестве возможных причин их возникновения.

Однако недавнее наблюдение за повторяющимся FRB, обнаруженным осенью 2022 года и получившим название FRB 20220912A, дало несколько исключительных результатов.

Невиданная ранее модель

В рамках своей последней работы исследователи с помощью телескопа Allen Telescope Array (ATA) Института SETI изучали этот FRB в течение 541 часа (почти 23 дня). Они наблюдали последовательность из 35 радиовспышек с необычным характером изменения частоты. Эти сигналы, преобразованные в ноты, сыгранные на ксилофоне, напоминали нисходящий свист.

Такое поведение, описанное как "космический скользящий свист", предполагает постепенное, нисходящее изменение частоты сигнала — явление, никогда ранее не наблюдавшееся в FRB.

Спектр быстрого радиовсплеска FRB 20220912A, показывающий изменения его частоты.

Источник повторяющихся быстрых радиовсплесков (FRB) до сих пор остается загадкой для ученых, но новые наблюдения могут пролить свет на их сложное происхождение и причины повторения некоторых из них.

Кроме того, исследование продемонстрировало, как телескоп Allen Telescope Array, предназначенный для поиска радиосигналов от потенциальных внеземных разумных существ, может внести значительный вклад в изучение FRB и, следовательно, одних из самых экстремальных событий и объектов во Вселенной.

Результаты исследования были приняты к публикации в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.