Астрономия

Радиотелескоп впервые обнаружил суперпланету

Ученые Европы и Гавайев впервые в мире обнаружили "суперпланету", также известную как холодный коричневый карлик или несостоявшуюся звезду, с помощью радиотелескопа. Обнаружение BDR J1750 + 3809, расположенного на расстоянии 212 световых лет от нас в созвездии Геркулеса, может помочь в поиске обитаемых экзопланет.

Первые предположения о существовании коричневых карликов появились в 1960-х годах, их также называют суперпланетами, потому что они обитают в нише между звездами и планетами. По составу атмосферы они похожи на газовые гиганты в нашей Солнечной системе, но они намного больше, их масса в 80 раз больше массы Юпитера.

К сожалению, даже таких огромных размеров недостаточно, чтобы спровоцировать ядерный синтез и превратить карлика в полноценную звезду. Вместо этого, она выделяет тепло, оставшееся от ее образования. Это означает, что они светятся в инфракрасном диапазоне спектра, что делает их обнаруживаемыми при съемках неба. Кроме того, они имеют мощные магнитные поля, как Юпитер, поэтому они излучают радиоволны, которые могут быть обнаружены с помощью радиотелескопов.

До сих пор обычным способом изучения этих объектов было обнаружение их на инфракрасных обзорах неба, а затем обучение радиотелескопов на них для дальнейшего анализа. На этот раз "Elegast", как команда назвала BDR J1750+3809, был впервые обнаружен радиотелескопом с низкочастотной антенной решеткой (LOFAR) с центром в Нидерландах, а затем наблюдался парой обсерваторий на Мауна-Кеа на острове Гавайи.

По данным Гавайского университета, это обнаружение коричневого карлика радиотелескопом показывает, что астрономы могут обнаруживать межзвездные объекты, которые слишком холодны, чтобы их можно было улавливать с помощью инфракрасных телескопов.

Мы спросили себя: "Зачем направлять наш радиотелескоп на каталогизированных коричневых карликов?" - говорит Хариш Ведантхэм, руководитель группы ASTRON в Нидерландах. "Давайте просто сделаем большое изображение неба и откроем эти объекты прямо по радио."

Одним из важных моментов недавнего открытия является то, что оно не только открывает новый способ обнаружения холодных коричневых карликов, но и помогает в поисках жизни за пределами Солнечной системы. Холодные коричневые карлики - единственная близкая к экзопланете вещь, которую можно изучать непосредственно с помощью радиотелескопа, поэтому есть надежда, что, глядя на эти сверхпланеты, можно будет лучше понять магнитные поля потенциально обитаемых экзопланет, которые являются важным фактором, если они хотят сохранить атмосферу.

Результаты исследования были опубликованы в журнале Astrophysical Journal Letters.