Космонавтика

Работа телескопа "Хаббл" приостановлена из-за проблем с одним из гироскопов

Вот уже более 33 лет космический телескоп "Хаббл", благодаря которому были сделаны самые выдающиеся научные открытия прошлого века, находится на орбите на высоте около 547 км над поверхностью Земли. Однако 23 ноября этого года телескоп перешел в безопасный режим работы из-за проблемы с одним из трех гироскопов.

Гироскопы "Хаббла" измеряют скорость вращения телескопа и являются частью системы, определяющей направление его движения. В настоящее время команда миссии проводит тесты, чтобы понять и устранить нестабильность этого важного компонента миссии.

Тем временем, несмотря на то, что научные приборы "Хаббла" работают стабильно, а сам телескоп находится в хорошем состоянии, безопасный режим вынуждает приостановить всю научную деятельность.

Почему гироскопы "Хаббла" так важны?

Хаббл вращается вокруг Земли со скоростью около 8 км/с, завершая орбиту каждые 95 минут. По мере движения по орбите он постоянно вращается, чтобы зафиксироваться на каком-либо объекте или новом направлении в глубоком космосе.

Поскольку у Хаббла нет ракетных двигателей для ориентации, он использует свои внутренние двигатели, или реактивные колеса, которые вращаются, придавая импульс, на который остальные части аппарата реагируют, "толкаясь" в противоположном направлении, создавая вращение. Однако если "Хаббл" не будет точно знать, куда он направлен, он неправильно сфокусирует свои цели. Поэтому гироскопы действуют как сверхточная система балансировки, помогая телескопу двигаться как можно точнее.

Каждый гироскоп "Хаббла" представляет собой небольшой цилиндр с внутренним поплавком, который совершает тысячи оборотов в минуту. Жидкость помогает поплавку вращаться без усилий и перебоев. Два маленьких провода, каждый из которых тоньше человеческого волоса, измеряют любое изменение вращения и преобразуют его в электрический сигнал. Сигнал поступает в компьютеры, которые сообщают реактивным колесам телескопа, как и когда двигаться.

Наконец, для поддержания положения в небе используются датчики тонкой наводки — магнитные датчики тонкой наводки, которые также предоставляют данные об ориентации.

Диаграмма, показывающая инструменты, используемые "Хабблом" для ориентации в пространстве.

Как решается проблема

Хаббл впервые перешел в безопасный режим 19 ноября. Команда миссии работала над устранением проблемы, и на следующий день телескоп возобновил работу. Однако нестабильная работа гироскопа привела к новой приостановке 21 ноября. После очередного успешного восстановления безопасный режим был повторно подтвержден 23 ноября.

Сейчас команда миссии проводит несколько тестов, чтобы определить характер проблемы и разработать жизнеспособные долгосрочные решения. Если возникнет необходимость, НАСА подтвердило, что система наведения "Хаббла" может быть перенастроена на работу с одним гироскопом.

Шесть новых гироскопов были установлены на "Хаббле" во время пятой и последней сервисной миссии космического корабля "Спейс Шаттл" в 2009 году. На сегодняшний день три из этих гироскопов остаются работоспособными, включая тот, который в настоящее время демонстрирует нестабильность и вызывает сбой в работе системы. Хаббл использует три гироскопа для достижения максимальной эффективности, но может продолжать проводить научные наблюдения, используя только один гироскоп.

Эта проблема скоро будет решена. НАСА рассчитывает, что "Хаббл" продолжит обеспечивать другие революционные открытия в космосе в течение этого десятилетия и, возможно, в следующем, сотрудничая с другими обсерваториями. В том числе с его преемником Джеймсом Уэббом.