Здоровье и медицинаНовости

Прорыв в борьбе с раком: раковые клетки превращаются в здоровые

Исследователи выявили решающую роль белка NF-Y в развитии рабдомиосаркомы — агрессивного детского рака. Воздействуя на этот белок, можно превратить раковые клетки в здоровые мышечные клетки. Это открытие, выявившее взаимодействие между NF-Y и геном соединения PAX3-FOXO1, может улучшить лечение рабдомиосаркомы, открыв новые терапевтические перспективы для пациентов.

Хотя рабдомиосаркома является одним из наименее распространенных детских онкологических заболеваний, она остается одной из самых грозных из-за своей агрессивной природы. Эта опухоль, поражающая преимущественно детей, проявляется в неконтролируемом росте незрелых мышечных клеток. Столкнувшись с этой реальностью, исследователи со всего мира мобилизовали свои усилия, чтобы лучше понять механизмы, лежащие в ее основе, и найти потенциальные пути терапии.

Недавнее открытие указывает на роль некоторых белков, в частности белка NF-Y, в прогрессировании этого заболевания, что открывает путь к перспективным терапевтическим стратегиям в отношении этого рака. Работа исследовательской группы, возглавляемой лабораторией Cold Spring Harbor, опубликована в журнале PNAS.

Генетическая роль белка NF-Y

Белок NF-Y, известный также как ядерный фактор Y, представляет собой белковый комплекс, играющий важнейшую роль в регуляции транскрипции генов. Он состоит из трех субъединиц: NF-YA, NF-YB и NF-YC. Вместе эти субъединицы образуют комплекс, который специфически связывается с последовательностью CCAAT, присутствующей в промоторах многих генов.

Основная роль NF-Y заключается в том, чтобы способствовать связыванию других регуляторных белков с ДНК, что позволяет инициировать или регулировать транскрипцию определенных генов. Благодаря этой функции NF-Y участвует в многочисленных клеточных процессах, таких как клеточное деление, стрессовый ответ и клеточная дифференцировка.

В контексте рабдомиосаркомы было установлено, что белок NF-Y играет решающую роль в биологии этого заболевания. Его способность взаимодействовать с другими белками и генами, такими как слитый ген PAX3-FOXO1, делает его потенциальной мишенью для новых терапевтических подходов.

Взаимодействие между NF-Y и PAX3-FOXO1

Этот детский рак имеет ряд специфических особенностей, в том числе продуцирование слитого гена PAX3-FOXO1, возникающего в результате характерных для этого заболевания хромосомных перестроек. Этот ген играет решающую роль в прогрессии рака, подавляя дифференцировку мышечных клеток, что способствует их анархической пролиферации.

Ученые обнаружили интересное взаимодействие между белком NF-Y и PAX3-FOXO1. Хотя эти два белка имеют разные функции, они действуют синергически. Если NF-Y связывается в основном с промоторными последовательностями ДНК, регулируя тем самым инициацию транскрипции генов, то PAX3-FOXO1 связывается с "дистальными энхансерами" - участками, усиливающими экспрессию генов. Наиболее важное взаимодействие между этими двумя белками происходит на промоторе гена PAX3. Именно здесь NF-Y стимулирует экспрессию PAX3-FOXO1, усиливая его роль в прогрессировании рабдомиосаркомы. При дефиците NF-Y ученые наблюдали поразительную трансформацию.

Кристофер Вакок, профессор лаборатории Cold Spring Harbor и ведущий автор исследования, поясняет в пресс-релизе: "Клетки буквально превращаются в мышцы. Опухоль теряет все свои раковые свойства. Из клеток, которые просто хотят расти дальше, они превращаются в клетки, нацеленные на сокращение. Поскольку вся энергия и ресурсы опухоли теперь направлены на ее сокращение, она не может вернуться к этому состоянию размножения". Это открытие позволяет лучше понять молекулярные механизмы развития рабдомиосаркомы и открывает путь к разработке целевых терапевтических стратегий.

Иллюстрация превращения раковых клеток в здоровые мышечные клетки. Когда в клетках истощается NF-Y, рак перестает размножаться и начинает приобретать типичные мышечные характеристики и функции. На микроскопических снимках в нижнем ряду запечатлены реальные клетки до и после такой трансформации.

Такое взаимодействие позволяет предположить, что эти два белка играют совместную роль в прогрессировании данного заболевания. Это открытие открывает уникальную возможность: нацелившись на активность NF-Y и модулируя ее, можно изменить поведение раковых клеток. Вместо того чтобы позволить им беспорядочно размножаться, можно перепрограммировать эти клетки и начать процесс дифференцировки, превращая их в зрелые, функциональные мышечные клетки.

Эта потенциальная терапевтическая стратегия является революционной. Вместо того чтобы просто уничтожать раковые клетки, как это делается в большинстве существующих методов лечения, подход, основанный на взаимодействии NF-Y/PAX3-FOXO1, направлен на то, чтобы "направить" эти клетки к здоровому состоянию. Это может не только остановить прогрессирование рака, но и способствовать регенерации поврежденной мышечной ткани.

Одним словом, несмотря на то, что для воплощения этих открытий в клинические методы лечения необходимы дальнейшие исследования, выявление роли NF-Y открывает путь к более целенаправленному и, возможно, менее токсичному лечению пациентов.