КосмонавтикаНовости

Программное обеспечение нового лунохода NASA будет с открытым исходным кодом

Робот, который НАСА высадит на Луну в 2023 году, называется VIPER, от Volatiles Investigating Polar Exploration Rover. Его задачей будет исследование поверхности нашего спутника в поисках залежей ледяной воды, из которой в один прекрасный день можно будет извлечь водород и кислород, необходимые для производства пригодного для дыхания воздуха для лунной среды обитания и топлива для космических ракет.

Разработанный для экстремальных условий Луны, VIPER оснащен специальными колесами, буром, способным пробивать самые твердые породы, и аппаратурой, способной выдержать до 2 недель в условиях -173 °C. Но настоящая новость заключается в том, что НАСА оснастит аппарат программным обеспечением с открытым исходным кодом - это означает, что его исходный код будет публичным. Это означает, что, используя программное обеспечение аппарата в качестве основы, любая государственная или частная лаборатория сможет проводить эксперименты и разрабатывать новые приложения для представления в НАСА.

Использование программного обеспечения с открытым исходным кодом - не совсем новая идея для НАСА: Robonaut, робот-астронавт, отправленный на борт МКС, использует ROS, Robot Operating System, набор бесплатных программ, поддерживаемых и управляемых Open Robotics, калифорнийской некоммерческой организацией.

Программное обеспечение с открытым кодом будет использоваться для навигационной системы VIPER, телеметрии и основных функций, таких как управление памятью. Другие программы, например, для летной системы и для компонентов, где контроль и безопасность являются "критически важными", пока останутся проприетарными, то есть традиционными. Если это решение станет общепризнанным, не исключено, что через несколько лет Марс или другие планеты будут посещать марсоходы, использующие, например, операционную систему на базе Linux или Android.

Выбор НАСА может привести космическую отрасль в новую эру: сегодня разработка чего-то, что идет в космос, требует огромных инвестиций, которые компании пытаются защитить всеми способами. Также потому, что многие из разработок, сделанных для космоса, затем повторно используются, например, в технологиях гражданских полетов. Поэтому сделать открытым исходный код программного обеспечения, используемого в этой миссии, означает продвинуть мир космического бизнеса в неизведанном до сих пор направлении, которое может принести огромные выгоды.