Астрономия

Приготовьтесь к падающему звездному дождю Лириды

После январских Квадрантид приготовьтесь к ежегодному метеорному потоку Лирид, кульминация которого наступит в эти выходные. Это событие совпадает с фазой новолуния. Это означает, что наш спутник не будет освещен Солнцем, что, естественно, благоприятно скажется на наблюдениях. Что мы можем ожидать в этом году?

Обломки кометы Тэтчер

По данным NASA, Лириды наблюдаются уже не менее 2 700 лет, а первое наблюдение было зафиксировано в 687 году до нашей эры в Китае.

Этим падающим звездным потоком мы обязаны комете Тэтчер. Если вам интересно: вы никогда ее не видели, и ваши дети тоже не увидят. Астрономы впервые заметили эту комету в 1861 году, примерно во время ее последнего перигелия (или ближайшей точки к Солнцу). Мы также знаем, что для того, чтобы обогнуть нашу звезду, ей требуется около 415 лет.

Сейчас комета Тэтчер находится очень далеко, она все еще движется к краю Солнечной системы. Она достигнет самой удаленной от Солнца точки примерно в 2070 году. В этот момент она будет находиться на расстоянии около 110 астрономических единиц (АЕ) от нашей звезды, что в 110 раз больше расстояния от Земли до Солнца. Затем она начнет обратный путь и достигнет следующего перигелия около 2283 года.

Между тем, Земля регулярно проходит через поток обломков, остающихся после кометы. Некоторые из этих метеоров, размером не больше песчинки, сгорают, как только входят в атмосферу. Сжатие и нагрев вызывают химическую реакцию, которая ионизирует воздух вокруг метеора, испуская световой след.

В этом году поток Лирид будет "средним". По данным Американского метеорного общества, во время пика в субботу вечером ожидается около 18 "падающих звезд" в час, каждая из которых будет двигаться со скоростью около 47 километров в секунду. Чтобы максимально увеличить свои шансы насладиться метеорами, вставайте незадолго до рассвета и смотрите на Вегу, самую яркую звезду в созвездии Лиры. Конечно, желательно выбрать место вдали от городов и светового загрязнения. Надеемся также, что погода будет благосклонна.

Вот следующие "дожди", ожидаемые в этом году:

• Эта-Аквариды будут активны с 19 по 28 мая. Этот метеорный поток связан с кометой Галлея.
  • Персеиды, с 17 июля по 26 августа, связанные с кометой Свифта-Туттля. Пик придется на ночь с 12 на 13 августа.
  • Ориониды, активные со 2 октября по 7 ноября, также состоят из обломков кометы Галлея.
  • Леониды будут видны с 6 по 30 ноября. Этот поток связан с кометой Темпеля-Туттля.
  • Геминиды, с 4 по 17 декабря, порождены астероидным объектом под названием "3200 Фаэтон".
  • И, наконец, Урсиды, с 17 по 26 декабря, связанные с кометой 8P/Туттля.