Астрономия

Приближаются Ориониды - осенние падающие звезды. Когда и как их можно увидеть

Приближается метеорный поток Ориониды - "падающие звезды осени". Обычно он активен с 26 сентября по 22 ноября, но в этом году его пик придется на ночь с 20 на 21 октября 2023 года.

В ночь пика активности Луна будет освещена на 37%, что обеспечит хорошие условия для наблюдения. Ожидается от 20 до 30 метеоров в час. Однако еще несколько лет назад рой давал до 80 метеоров в час.

Метеорный поток Орионид возникает при прохождении Земли через обломки, лед и пыль, оставленные кометой 1P/Halley, известной как "комета Галлея". Метеоры этого роя являются одними из самых быстрых среди всех известных метеорных потоков, поскольку Земля сталкивается с потоком частиц кометы Галлея практически лоб в лоб. По данным NASA Science, при вхождении в атмосферу Ориониды проносятся мимо Земли со скоростью 66 км/с.

Что такое Ориониды?

Ориониды — это частицы льда и пыли, оставленные кометой Галлея во время ее прохождения через Солнечную систему несколько столетий назад. Когда наша планета проходит через это скопление кометных обломков, мельчайшие фрагменты при вхождении в атмосферу Земли нагреваются, что приводит к появлению эффектных световых шлейфов, пронизывающих небо.

Комета Галлея, название которой дано в честь английского астронома Эдмонда Галлея, завершает орбиту вокруг Солнца примерно за 76 лет. Следующий раз она войдет в Солнечную систему только в 2061 году.

Комета 1P/Галлея, снятая 8 марта 1986 г. В. Лиллером на острове Пасхи в рамках Международной сети наблюдений крупномасштабных явлений Галлея (IHW).

Рой назван в честь созвездия Ориона, поскольку кажется, что он исходит из направления этого созвездия — точки на небе, известной как радиант. Однако это оптический феномен, обусловленный перспективой, поскольку метеоры Орионид на самом деле входят в атмосферу Земли с разных сторон.

Когда и где их можно наблюдать?

Лучшее время для наблюдения метеорного потока Орионид в октябре 2023 года — от полуночи до рассвета в ночь с 20 на 21 октября, когда радиант роя, созвездие Ориона, находится высоко в небе на востоке.

Ориониды видны как в северном, так и в южном полушарии, если позволяет погода. Орион, вблизи которого находится радиант роя, лежит на небесном экваторе и виден во всем мире. В северном полушарии Орион расположен на юго-западном небе, в южном — на северо-западном. Легче всего заметить три яркие звезды Альнилам, Минтака и Альнитак, образующие пояс Ориона.

Однако для обнаружения метеоров не обязательно смотреть прямо на Орион — Ориониды будут видны по всему небу. Напротив, метеоры, расположенные ближе к радианту, имеют более короткий шлейф, и их труднее заметить.

Чтобы увидеть рой в наилучшем виде, желательно отправиться в места, удаленные от населенных пунктов и особенно темные. Такие приборы, как телескопы или бинокли, не обязательны. Имейте в виду, что глазам требуется не менее 15 минут, чтобы полностью адаптироваться к темноте.