Астрономия

Приближающаяся к Земле комета может стать ярче звезд этой осенью

2024 год, похоже, станет исключительным временем для любителей астрономии. После великого североамериканского солнечного затмения в апреле и одного из величайших за последние 500 лет проявлений полярных сиянии в мае все внимание теперь приковано к блестящей комете, которая вполне может стать следующей главной небесной достопримечательностью.

Новая комета уже на подходе

За последние два года внимание общественности привлекли две кометы: комета C/2022 E3 (ZTF), прозванная Большой зеленой кометой, и комета 12P/Понс-Брукс, известная также как комета Дьявола из-за своих внезапных извержений и эффектного внешнего вида. Однако обе эти кометы было трудно увидеть без темного, загрязненного светом неба.

Однако новая комета C/2023 A3 (Цучиншань–ATLAS) может все изменить. Обнаруженный системой оповещения ATLAS в Южной Африке, этот объект может быть виден невооруженным глазом (и даже так же ярок, как Венера) с конца лета до начала осени. Ранее считалось, что это астероид, но впоследствии он был идентифицирован как входящая комета. Ожидается, что она пройдет вблизи Солнца и Земли в октябре 2024 года.

Большая неопределенность

Естественно, всегда существует некоторая неопределенность в отношении конечной светимости кометы, поскольку ее поведение зависит от ряда факторов, включая состав и эволюцию по мере приближения к Солнцу. Некоторые кометы могут обещать грандиозное шоу, но в итоге не показать себя, в то время как другие, которые поначалу кажутся невпечатляющими, могут удивить наблюдателей своей яркой светимостью. Поэтому, несмотря на обнадеживающие прогнозы, нет никакой гарантии, что комета полностью раскроет свой потенциал в плане светимости.

Ключевым элементом, который может повлиять на яркость кометы, является рассеяние света от Солнца вперед. Точнее, если Цучиншань-АТЛАС будет особенно пыльной, частицы пыли, выброшенные из ее ядра, могут рассеять свет нашей звезды вперед, что приведет к впечатляющему увеличению ее светимости. Подобное поведение уже наблюдалось у таких комет, как C/1927 X1 (Skjellerup-Maristany) и Макнот (C/2006 P1), которые внезапно становились очень яркими благодаря рассеиванию света вперед.

В конечном счете, только прямые наблюдения скажут нам, что ждет комету Цучиншань-АТЛАС. Астрономы будут внимательно следить за ее эволюцией по мере приближения и надеются, что она станет запоминающейся небесной достопримечательностью, которая завершит год, и без того богатый на астрономические события. А пока любители астрономии по всему миру могут готовиться к тому, чтобы посмотреть на небо и стать свидетелями потенциально впечатляющего небесного зрелища.