АстрономияНовости

Приближается комета, которая будет казаться ярче звезд

Недавно открытая комета C/2023 A3 постепенно приближается к Солнцу, становясь все ярче. По мнению экспертов, когда она станет видимой на нашем ночном небе, она может сиять ярче многих звезд: астрономы прогнозируют яркость 0,7 величины в перигелии - точке орбиты, ближайшей к Солнцу, которой комета достигнет 28 сентября 2024 года.

Комета C/2023 A3 (Tsuchinshan-ATLAS) была обнаружена совсем недавно, 22 февраля 2023 года, телескопом ATLAS в Южной Африке. Она находилась на расстоянии около 7,3 астрономических единиц от Солнца (чуть более одного миллиарда километров), а ее яркость оценивалась в 18,1. Обсерватория Пурпурной горы (Цзыцзиньшань) в Китае сообщила в Центр малых планет об обнаружении объекта яркостью 18,7 на снимках, сделанных несколькими днями ранее, 9 января 2023 года. Это была одна и та же комета, поэтому объект был назван в честь двух обсерваторий.

Позже комета была обнаружена на старых снимках, сделанных 22 декабря 2022 года Центром переходных процессов Цвики в Паломарской обсерватории в Калифорнии. В то время ее яркость составляла от 19,2 до 19,6. Это долгопериодическая комета (по определению, более 200 лет), с очень эксцентричной орбитой; она достигнет перигелия в конце сентября 2024 года и будет ближе всего к Земле через несколько дней, 12 октября 2024 года (± 2 дня). Тогда она будет находиться на расстоянии 0,47 а.е. от Земли.

Оценки яркости объекта астрономами предварительны. Но в любом случае мы можем ожидать очень приятных наблюдений. По оценкам астронома-любителя Гидеона ван Бюйтена, комета достигнет величины 1 в перигелии и 0 в ближайшей к Земле точке; другие астрономы предсказывают еще более низкие значения, вплоть до -0,2.

Напоминаем, чем меньше значение величины, тем ярче объект. Для сравнения, видимая величина Солнца составляет -27, а видимая величина Сириуса, самой яркой звезды на ночном небе, равна -1,46. Бетельгейзе и Антарес имеют видимую величину 0,42 и 1,06 соответственно. Видимая величина планеты Венера колеблется между -4,6 и -3,7. Для сравнения, знаменитая комета C/2020 F3 (NEOWISE), видимая на нашем небе в 2020 году, во время своего последнего пролета достигла величины 0,9.

Карта, показывающая траекторию (красным цветом) кометы C/2023 A3 в Солнечной системе.

Комета C/2023 A3 станет одним из самых ярких объектов на ночном небе в следующем году. Согласно расчетам Гидеона ван Буйтена, ее яркость может даже достичь -3,5 из-за прямого рассеяния, которое происходит, когда комета находится между Землей и Солнцем: по мере приближения к Солнцу хвост кометы и ее "кома" - облако пыли и газа, которое ее окружает, — могут рассеивать свет Солнца, делая комету ярче. Однако не исключено, что по мере приближения к Солнцу комета распадется и направится обратно во внешнюю Солнечную систему.

Изображения кометы C/2023 A3 (Tsuchinshan–ATLAS), полученные 24 февраля 2023 г. астрономом-любителем. © Филипп Романов

Помимо чрезвычайной светимости, C/2023 A3 отличается скоростью: она движется со скоростью около 290 664 км/ч (почти 81 км/с). Она совершает полный оборот вокруг Солнечной системы примерно за 80 660 лет. В настоящее время она находится где-то между орбитами Сатурна и Юпитера, и при наличии соответствующего оборудования ее можно наблюдать во второй половине ночи в созвездии Змееносца.

Она должна стать хорошо видна с июля 2024 года. Однако кометы остаются относительно непредсказуемыми, как с точки зрения их траектории, так и видимой величины. Также невозможно определить, останется ли она целой до встречи с Солнцем.

Лучшее время для наблюдения C/2023 A3 из северного полушария - 13 октября, когда она будет видна невооруженным глазом. Она появится на рассветном небе вблизи созвездий Гидры и Чаши. Однако его наблюдению может помешать восходящее Солнце, которое быстро затмит его свет. С середины ноября 2024 года она будет видна только с помощью наблюдательных приборов.