Природа

Познакомьтесь с этой полу-мужской, полу-женской пчелой (в буквальном смысле)

Команда исследователей подробно рассказывает о беспрецедентном обнаружении случая гинандроморфа у еще живой пчелы.

Тело пополам

Весной 2018 года биолог Смитсоновского тропического научно-исследовательского института (STRI) в Панаме Эрин Кричильски наткнулась на странную пчелу. В то время как правая часть лица имела сильную челюсть с крошечными зубами - черты, обычно встречающиеся у самок - левая половина лица имела нежные, туманные черты, обычно встречающиеся у самцов.

Быстрый анализ остальной части тела насекомого подтвердил это первое наблюдение: пчела, словно разрезанная пополам, представила женскую половину и мужскую половину. Исследователь тогда понял, что она столкнулась с чрезвычайно редким примером гинандроморфного насекомого. Первый из когда-либо идентифицированных видов Megalopta amoena, найденный в Центральной и Южной Америке.

Редкое заболевание

Гинандроморфизм - известное явление. Случаи были зарегистрированы, по крайней мере, у 140 видов пчел, а также у бабочек, птиц и ракообразных (но практически неизвестны у млекопитающих). Однако, поскольку это явление встречается относительно редко, оно до сих пор плохо изучено. Тем не менее исследование, опубликованное в 2018 году под руководством Бенджамина Олдройда из Сиднейского университета, дало первый взгляд на развитие этого состояния у пчел.

У людей биологический пол определяется двумя половыми хромосомами: две "Х" дают девочку, а "Х", связанный с "Y", дает мальчика.

Определение пола у перепончатокрылых насекомых - порядка насекомых, который включает пчел, муравьев и бабочек, - с другой стороны, отличается. Грубо говоря, все оплодотворенные яйца, которые несут генетический материал от матери и отца, выводятся на самок пчел. Неоплодотворенные яйца, однако, могут все еще производить потомство: мужчины, которые несут только один набор хромосом от их матери. Иными словами, пол определяется количеством генетической информации в клетках пчелы.

Но, как показали исследования 2018 года, если сперматозоид второй особи попадает в уже оплодотворённую яйцеклетку - женский эмбрион, то она может затем делиться для получения мужской ткани, что приводит к гинандроморфизму.

Пчела, наполовину самка (правая сторона тела) и наполовину самец (левая сторона тела). Предоставлено: Челси Ритнер / Университет штата Юта

Один образец все еще жив

При этом, как правило, случаи генандроморфизма изучаются только после гибели экземпляров. Другой "шанс" этого нового открытия заключается в том, что эту пчелу удалось обнаружить, пока она была еще жива. Ее исследование может помочь исследователям узнать больше об этих увлекательных насекомых.

Эрин Кричильский и его команда во время открытия проводили исследования циркадных ритмов, которые синхронизируют поведение и взаимодействие вида с внешней средой пчел Megalopta amoena. Таким образом, они решили посмотреть, отличаются ли ритмы в этом образце гинандроморфа.

Эта работа, опубликованная в журнале Hymenoptera Research, показала, что эта пчела имеет тенденцию просыпаться немного раньше, чем пчелы мужского и женского пола, и что в течение дня она ведет себя больше как самка. Это не говорит нам много, или даже о том, что такое поведение напрямую связано с гипоандроморфизмом насекомого. Но это, по крайней мере, отправная точка, в ожидании дальнейших открытий.