Палеонтология

Последнее блюдо этого мелового крокодила стал молодой динозавр

Около 95 миллионов лет назад на территории современной Австралии огромный родственник современных крокодилов сомкнул свои мощные челюсти на маленьком теле молодого динозавра, проглотив его почти за один укус. Вскоре после этого крокодил умер. Его тело постепенно окаменело, как и частично переваренные остатки желудка.

Крокодилы — одни из самых успешных гиперплотоядных на нашей планете, их крокодилообразные предки эволюционировали с триасового периода. Их рацион питания обычно определяют по характерным следам укусов на ископаемых костях. Эти знаки свидетельствуют о том, что некоторые виды питались динозаврами. Однако самые прямые диетические доказательства (сохранившееся содержимое кишечника) этих взаимодействий у ископаемых крокодилообразных до сих пор оставались неуловимыми, возможно, потому, что, как и у современных крокодилов, их кишечник содержал сильно разъедающие кислоты.

Однако впервые группа палеонтологов сообщает об обнаружении нового мелового крокодилообразного по имени Confractosuchus sauroktonos, чье исключительно хорошо сохранившееся брюшное содержимое включало части динозавра. Это животное появилось около 95 миллионов лет назад на территории современной Австралии. Подробности исследования опубликованы в журнале Gondwana Research.

Маленький динозавр был молодым орнитоподом. Это группа в основном двуногих травоядных, в которую входят утконосые динозавры. Это также первые кости орнитопода, найденные в этой части континента. Кроме того, животное могло представлять ранее неизвестный вид.

Бедренная кость, разрубленная на две части

Останки древнего хищника (и его последняя трапеза) были обнаружены в Большом австралийском супербассейне. Это место относится к меловому периоду (примерно 145,5 - 65,5 млн. лет назад). Анализ задних конечностей, значительной части таза, черепа и многих костей остального тела позволяет предположить, что на момент смерти нападавший был около 2,5 м в длину. Однако исследователи считают, что он, вероятно, еще не достиг своего максимального размера.

Поскольку кости маленького динозавра были слишком хрупкими, чтобы извлечь их из окружающей породы, исследователи просканировали брюшную полость хищника с помощью рентгеновских аппаратов компьютерной томографии (КТ). Затем они создали трехмерные цифровые модели костей.

Основываясь на этих данных, палеонтологи предполагают, что в момент смерти молодой динозавр весил всего около 1,7 кг. Большая часть его скелета после проглатывания осталась целой, хотя одна из бедренных костей была сломана надвое. В другой бедренной кости также был обнаружен зуб.

Цифровые модели костей орнитопод, найденных в брюшной полости Confractosuchus sauroktonos.

Эта новая работа предоставляет четкие доказательства того, что динозавры, вероятно, были неотъемлемой частью рациона крокодилообразных.