Космонавтика

После столкновения DART с Диморфосом НАСА обнаружило на астероиде "неожиданный сюрприз"

26 сентября прошлого года НАСА направило космический аппарат для столкновения с поверхностью астероида Диморфос. Удар отклонил его орбиту на 4%, что намного больше, чем ожидалось. Новые снимки, сделанные "Хабблом", показывают неожиданное наличие двойного хвоста за астероидом, как у кометы, что дает ценные данные о последствиях столкновения.

Космический аппарат DART столкнулся с Диморфосом, маленьким спутником астероида Дидимос, 26 сентября в рамках испытания планетарной защиты, чтобы изменить орбиту Диморфоса путем удара. Текущие данные показывают, что DART сократил первоначальную 11-часовую, 55-минутную орбиту Диморфоса вокруг Дидимоса примерно на 32 минуты, что на 10 минут больше, чем ожидалось.

Это первый случай, когда человечество намеренно изменило движение небесного объекта, и первая крупномасштабная демонстрация технологии отклонения астероидов для планетарной обороны.

Никогда ранее не фотографировавшийся Диморфос, диаметр которого составляет 160 метров, появился как пятнышко света примерно за час до столкновения. Его яйцевидная форма и обрывистая каменистая поверхность окончательно прояснились в последние мгновения, когда DART мчался к нему со скоростью около 23 500 километров в час.

Небольшой астероид стал объектом пристального внимания. Именно в этом контексте космический телескоп "Хаббл" только что сделал новое изображение, демонстрирующее физические последствия столкновения с DART.

Через два дня после столкновения, "Хаббл" сделал снимок, на котором виден расширяющийся хвост кометы длиной более 10 000 километров. Второе: повторные наблюдения "Хаббла" за последние несколько недель позволили ученым представить более полную картину эволюции облака обломков системы с течением времени. Наблюдения показывают, что выброшенный материал, расширился и потемнел со временем после столкновения, как и предсказывали ученые. Этот выброс состоит из пыли и других материалов, которые вырвались из ударного кратера.

Двойной хвост - неожиданное явление, как отмечается в релизе НАСА, хотя подобное поведение обычно наблюдается у комет и активных астероидов. Тот факт, что Диморфос потерял достаточно материала, чтобы сформировать такой большой хвост, отражает тяжесть удара.

Наблюдения Хаббла дают самое качественное на сегодняшний день изображение двойного хвоста. После столкновения телескоп провел 18 наблюдений за системой. Съемка показывает, что второй хвост сформировался между 2 и 8 октября.

Объяснение двойного хвоста остается неясным

Связь между хвостом, похожим на хвост кометы, и другими выбросами, наблюдавшимися в разное время на изображениях, полученных с помощью "Хаббла" и других телескопов, пока неясна. Это все вопросы, в которых в настоящее время пытается разобраться исследовательская группа.

В ближайшие месяцы ученые будут более внимательно изучать данные "Хаббла", чтобы определить, как сформировался этот второй хвост. Существует несколько возможных сценариев, которые команда будет расследовать.

Действительно, наличие у кометы двух хвостов - обычное явление. Невидимые во внешней Солнечной системе, они материализуются, когда комета приближается к Солнцу. Затем они отражают то, как комета может взаимодействовать с Солнцем.

Помимо света, исходящего от Солнца, существует солнечный ветер, состоящий из заряженных частиц (электронов и протонов), которые вылетают из Солнца из-за их высокой скорости. Затем эти заряженные частицы взаимодействуют с ионизированным газом кометы, образуя второй голубой хвост кометы, который всегда направлен в противоположную сторону от Солнца. Остается выяснить, так ли это в случае с Диморфосом, или же это просто обломки.

В итоге DART стал смелой попыткой подготовить астероид к отклонению от Земли. Следует отметить, однако, что астрономам не известно ни одного опасного астероида, направляющегося к Земле.

Тем не менее, сбор как можно большего количества данных о столкновении с DART и о том, что произошло с Диморфосом после этого, поможет НАСА спланировать любые будущие миссии планетарной обороны.