Космонавтика

После OSIRIS-REx - новая миссия и новый астероид с OSIRIS-APEX

В конце своего семилетнего пути и более чем 6 миллиардов километров зонд НАСА OSIRIS-REx, который в октябре 2020 года собрал большой образец материала с астероида Бенну и 24 сентября прошлого года доставил его обратно на Землю, начал его второе долгое путешествие.

Пункт назначения другой, но это все равно астероид. Это 99942 Апофис, околоземный объект, который 13 апреля 2029 года приблизится на расстояние около 32 000 км от поверхности Земли, ближе, чем некоторые спутники, и достаточно близко, чтобы быть видимым невооруженным глазом в восточном полушарии.

Название тоже другое, но очень похожее: OSIRIS-APEX (Origins, Spectral Interpretation, Resource Identification, and Security - APophis EXplorer). Миссия достигнет астероида в 2029 году и будет вращаться вокруг него в течение 18 месяцев.

Почему именно Апофис?

Рассмотрев несколько вариантов, включая Венеру и различные кометы, НАСА решило отправить OSIRS-APEX к 99942 Апофису — астероиду S-типа, каменистому, состоящему из силикатных материалов и металлов, таких как железо и никель. Этим он отличается от астероида Бенну "C-типа", который богат углеродом и состоит из глинистых пород.

Апофис — это ОСЗ (Объекты, сближающиеся с Землей) диаметром около 340 метров, открытый в 2004 году и первоначально считавшийся одним из самых опасных астероидов, способных столкнуться с Землей. Оценка последствий изменилась после того, как астрономы проследили путь Апофиса и более точно определили его орбиту.

99942 Апофис

На самом деле, оставалась еще отдаленная вероятность столкновения в 2068 году, но радарная наблюдательная кампания в марте 2021 года в сочетании с точным анализом орбиты во время сближения с астероидом позволила астрономам сделать вывод, что риск столкновения Апофиса с нашей планетой отсутствует как минимум в течение столетия.

Апофис — это не только возможность узнать больше о том, как формируются планеты и как развивалась наша Солнечная система. На самом деле, большинство известных потенциально опасных астероидов, орбиты которых проходят в пределах 4,6 миллиона километров от Земли, относятся к S-типу, как Апофис. Поэтому то, что команда узнает об этом астероиде, может оказаться очень полезным для исследований в области планетарной обороны.

Что будет делать OSIRIS-APEX?

К 2 апреля 2029 года, примерно за две недели до близкой встречи Апофиса с Землей, камеры OSIRIS-APEX начнут делать снимки астероида по мере приближения к нему космического аппарата. В это время Апофис также будет находиться под пристальным наблюдением земных телескопов. Однако в ближайшие часы после сближения Апофис окажется слишком близко к Солнцу, чтобы его могли наблюдать наземные оптические телескопы. Это означает, что любые изменения, вызванные близким столкновением, будут лучше обнаружены космическим аппаратом.

13 апреля 2029 года Апофис пройдет очень близко к Земле, на расстоянии около 32 000 км, что составляет менее одной десятой расстояния между Землей и Луной. Наблюдения за Апофисом начнутся 8 апреля 2029 года, а через несколько дней, 21 апреля, запланирована встреча OSIRIS-APEX с астероидом.

Зонд будет находиться на орбите Апофиса около 18 месяцев, в течение которых он проведет многие из тех исследований, которые OSIRIS-REx проводил на Бенну. В том числе с помощью своего набора инструментов, состоящего из камер наблюдения, спектрометров и лазерного высотомера, он составит подробную карту поверхности и проанализирует ее химический состав.

OSIRIS-APEX не будет собирать образцы, но с помощью своих двигателей опустится на высоту до 5 метров от поверхности Апофиса и поднимет поверхностные камни и пыль, чтобы обнажить подповерхностный слой и изучить его материалы и состав с помощью спектроскопии.

OSIRIS-APEX, в частности, будет изучать Апофис сразу после близкого пролета 13 апреля 2029 года, что позволит нам увидеть, как изменяется поверхность астероида при взаимодействии с гравитацией Земли.

Ниже на анимации показано сближение с 99942 Апофисом в 2029 году.

Что мы можем обнаружить?

Близкая встреча Апофиса с Землей изменит орбиту астероида. Встреча также может вызвать землетрясения и оползни на поверхности астероида, которые могут сдвинуть материал и открыть то, что находится под ним.

Кроме того, способность зонда выйти на близкую орбиту астероида может выявить сопротивление поверхности каменистых астероидов и степень выветривания астероида в космической среде. Каменистые астероиды относятся к наиболее распространенному классу потенциально опасных астероидов, представляющих угрозу для нашей планеты.

Понимание их состава и других деталей, которые можно получить только с близкой орбиты, может помочь таким агентствам, как НАСА и его партнеры, определить наилучший способ отклонения таких астероидов, если ожидается, что они встанут на курс столкновения с Землей.