КосмонавтикаНовости

Покорение Марса начнется в июне с симуляции первой миссии

Первая миссия Mars Exploration Health and Crew Performance Analog Mission (CHAPEA) официально начнется в июне, сообщает NASA. Четыре исследователя примут участие в 12-месячной имитации полета на Марс для сбора данных, необходимых для будущих пилотируемых миссий на Марс.

Помимо разработки устройств, необходимых для космической миссии, важно учитывать человеческий фактор, особенно в таком амбициозном деле, как полет на Марс. Космонавты будут постоянно подвергаться многочисленным рискам, как физическим, так и психологическим. Для подготовки к будущим полетам на Марс NASA проведет серию долгосрочных симуляций на Земле, чтобы должным образом оценить потребности экипажей.

Следует помнить, что полеты к Марсу и на Марс станут самыми длительными космическими путешествиями, когда-либо предпринимавшимися человечеством: для путешествия от Земли до Марса потребуется около 21 месяца. Кроме того, миссии на поверхность планеты, скорее всего, будут длиться несколько недель или месяцев. Столь длительное пребывание в космосе скажется не только на здоровье космонавтов, но и на их психологическом состоянии, поскольку они будут разлучены со своими семьями на длительный период времени и в суровых условиях, не говоря уже о том, что им придется постоянно сосуществовать с одними и теми же людьми.

Кроме того, несмотря на наши нынешние знания о Марсе и его атмосферных условиях, будущие миссии будут иметь много неизвестных. Чтобы подготовиться ко всем возможным вариантам, NASA создало среду обитания, которая наилучшим образом имитирует реальные условия на планете, чтобы оценить, насколько успешными будут будущие миссии космонавтов. "Симуляция позволит нам собрать данные о когнитивных и физических показателях, чтобы лучше понять потенциальное влияние длительных полетов на Марс на здоровье и работоспособность экипажа", — объясняет Грейс Дуглас, главный исследователь проекта CHAPEA.

Воспроизведение максимально реалистичных условий

Для этой первой имитационной миссии NASA отобрало четырех членов экипажа. Помимо научной подготовки и опыта, кандидаты были выбраны с учетом их способностей к тестам на физическую и психологическую выносливость космонавтов, а также их военной подготовки. Эти навыки сочетаются для обеспечения максимально возможной самостоятельности экипажа при выполнении миссии и в случае возникновения проблем (материальных или по здоровью).

Экипаж возглавит Келли Хастон, исследователь, специализирующийся на патологии человека, которая проводила исследования стволовых клеток, заболеваний печени и нейродегенерации. Ей будет помогать Росс Броквелл, бортинженер с опытом работы в области инфраструктуры, проектирования зданий, эксплуатации и организационного руководства. Третьим членом команды будет Натан Джонс, сертифицированный врач скорой помощи, специализирующийся на догоспитальном лечении и работе в сложных условиях. Резервными членами команды будут Алисса Шеннон, медсестра высшей практики, Тревор Кларк, инженер аэрокосмической и оборонной промышленности, и Анка Селариу, микробиолог ВМС США с опытом разработки вирусных вакцин.

На время имитационной миссии члены команды будут проживать в месте под названием Mars Dune Alpha, состоящем из напечатанной на 3D-принтере среды обитания площадью 158 квадратных метров, расположенной в Космическом центре NASA имени Джонсона в Хьюстоне. В корпусе предусмотрены личные помещения экипажа, кухня, жилые и рабочие помещения, а также две ванные комнаты. Здание находится во "внешней" среде площадью 111 квадратных метров, окруженной фресками с изображением марсианских пейзажей и расположенной на красном песке.

Экипаж будет имитировать полет, выполняя различные действия, такие как роботизированные операции, обслуживание среды обитания, физические упражнения, приготовление пищи, выращивание микроорганизмов и другие научные исследования. Выходы в открытый космос будут имитироваться в открытой среде корпуса и сопровождаться гарнитурами виртуальной реальности.

Индивидуальные каюты экипажа в комплексе Mars Dune Alpha.

Чтобы воспроизвести реальные условия будущих миссий, команде также придется столкнуться с различными стрессовыми ситуациями, такими как ограниченность ресурсов, изоляция, отказы оборудования, большие нагрузки, задержки связи с управляющей наземной станцией (с учетом расстояния между Землей и Марсом) и т.д.

"Собранная информация поможет NASA принять обоснованные решения при разработке и планировании успешной миссии человека на Марс", — говорит Дуглас. После этой первой миссии запланированы еще две CHAPEA - в начале 2025 и начале 2026 года соответственно.