Антропология

Похоже, у нас с неандертальцами есть что-то общее

Благодаря сочетанию геохимического и гистологического анализов трех молочных зубов неандертальцев исследователи смогли определить скорость их роста и время отлучения от груди. И снова кажется, что у нас есть что-то общее с нашими старыми двоюродными братьями.

Наши братья-неандертальцы были намного больше похожи на нас, чем вы могли подумать. Два года назад анализ около тридцати скелетов действительно показал, что они также лечили своих больных и раненых и приходили на помощь беременным женщинам. Мы также знаем, что неандерталец, которого часто изображали как кровожадное существо, в конечном итоге был не более жестоким, чем современные люди. Недавнее исследование, опубликованное в журнале PNAS, показывает нам некоторые новые общие черты.

В рамках этой работы исследователи из Кентского университета (Великобритания) и Университета Болоньи (Италия) проанализировали три окаменелых молочных зуба, принадлежащих трем детям неандертальцев. Последний жил бы между 70 000 и 45 000 лет назад в небольшом регионе на северо-востоке Италии.

Напомним, что зубы растут и записывают информацию в виде линий роста. Последние могут быть прочитаны с помощью гистологических методов. Объединив эту информацию с химическими данными, полученными с помощью лазерного масс-спектрометра (в частности, концентрации стронция), исследователи затем смогли определить, что родители этих маленьких неандертальцев ввели твердую пищу в рацион своих детей в возрасте от 5 до 6 месяцев, как и у человеческих родителей в то же время.

"Начало отлучения от груди связано с физиологией, а не с культурными факторами", - говорит соавтор исследования Алессия Нава. "У современных людей первое введение твердой пищи обычно происходит в возрасте около 6 месяцев, когда младенцу требуется более энергичная пища. Этот переход характерен для многих культур и самых разных обществ. Теперь мы знаем, что неандертальцы тоже начали отлучать своих детей от груди в том же возрасте".

Аналогичные потребности в энергии и темпы роста

Хотя неандертальцы были нашими ближайшими родственниками в человеческом эволюционном древе, их темпы роста и метаболические ограничения в начале жизни все еще обсуждались в научной литературе. И не зря летопись окаменелостей этих молодых гоминид очень скудна.

Таким образом, результаты этого исследования проливают на нас больше света, предполагая "схожие потребности в энергии в младенчестве и высокую скорость роста между Homo sapiens и неандертальцами", пишут исследователи. "Взятые вместе, эти факторы могут предположить, что неандертальские новорожденные имели сходный вес с современными человеческими новорожденными, что указывает, вероятно, на сходную гестационную историю".

3D реконструкция трех анализируемых молочных зубов.

Причины их исчезновения до сих пор загадочны

Эта работа также противоречит идее о том, что возраст отлучения от груди мог способствовать исчезновению наших бывших двоюродных братьев. В течение долгого времени некоторые думали, что, поскольку неандертальцы отнимали от груди своих детей по другому графику, чем люди. И это могло повлиять на их фертильность и, следовательно, ускорить их исчезновение. Однако, похоже, что два наших вида опирались на похожий график.

Кроме того, другие факторы (сокращение общей продолжительности жизни, детская смертность, культурное поведение, конкуренция между людьми или изменение климата), возможно, с большей вероятностью ускорили гибель неандертальцев около 40 000 лет назад.