АстрономияНовости

Подтверждено: вокруг ближайшей звезды есть планета, похожая на Землю

Художественная иллюстрация планеты Проксима б. Предоставлено: ESO / М. Корнмессер / Википедия

Мы подозревали ее наличие, но недавние анализы только подтвердили это: вокруг звезды Проксима Центавр, самой близкой к Солнцу, действительно есть планета, похожая на Землю. Но может ли этот мир действительно быть домом для жизни?

После объявления о его открытии в августе 2016 года, Proxima ba вызвал большой интерес со стороны исследователей и широкой общественности. И по понятной причине, помимо того, что она является ближайшей экзопланетой к нашей солнечной системе, расположенной всего в 4,2 световых года от Земли, она, похоже, также эволюционировала в обитаемой зоне своей звезды.

В результате астрономы, естественно, стремились определить, может ли эта скалистая планета быть домом для внеземной жизни.

С учетом этого в последние годы несколько исследований были посвящены вопросу о том, может ли Proxima b сохранять атмосферу, или же на поверхности может существовать жидкая вода, учитывая, что ее родительская звезда относится к типу "красных карликов". Другими словами, очень нестабильная звезда, способная к разрушительным звездным извержениям.

Некоторые из этих работ предполагают, что планета действительно может содержать океан и иметь атмосферу, подобную атмосфере Земли, более того, когда другие опровергают эту идею. Некоторые также предположили, что Проксима b может в конечном итоге стать мертвым миром, жертвой насилия его звезды-хозяина, в то время как другие утверждают, что жизнь на Проксиме b может выжить, несмотря на эти катастрофические солнечные вспышки.

Иллюстрация художника Проксимы Б. Центавра и его планеты Проксима Б. Предоставлено: НАСА, ЕКА и Г. Бэкон (STScI)

Метод радиальной скорости

В 2016 году астрономы предположили наличие Proxima b вокруг своей звезды методом радиальных скоростей.

Сложно непосредственно наблюдать экзопланету, которая обычно купается в прямом излучении ее звезды. Метод радиальной скорости, грубо говоря, направлен на анализ спектра света, излучаемого целевой звездой.

Изменения в этом спектре могут быть обнаружены, когда длина волны определенных спектральных линий поглощения увеличивается и уменьшается. Эти изменения могут указывать на изменения радиальной скорости, которые могут быть изменены присутствием планеты, вращающейся вокруг звезды.

Этот метод привел к открытию многих экзопланет. Тем не менее звездная активность иногда может приводить к "ложным срабатываниям". Поскольку Проксима Центавра - особенно нестабильная красная карликовая звезда, некоторые астрономы хотели подтвердить ее присутствие, убедившись, что эта планета с очень "земными" характеристиками - не просто иллюзия.

Да, Проксима b существует

С учетом этого международная группа астрономов использовала прибор Европейского космического агентства (ЕКА) ESPRESSO (Спектроскопическая шкала для Скалистых экзопланет и Стабильные спектроскопические наблюдения). Этот спектрограф, изготовленный в Швейцарии, в настоящее время является самым точным из используемых на сегодняшний день. Он установлен на очень большом телескопе в Чили.

Благодаря очень точным измерениям вариаций, исследователи смогли раз и навсегда подтвердить, что вокруг этой звезды действительно существует мир. Это исследование, которое будет опубликовано в журнале Astronomy and Astrophysics, также позволило лучше охарактеризовать целевую систему.

В частности, мы узнаем, что Проксима Центавра испускает 1/600 солнечного света. Кроме того, исследователи отмечают, что Proxima b расположена очень близко к своей звезде (ближе, чем Меркурий от Солнца), и что она кружится вокруг нее каждые 11.2 дня. Несмотря на эту кажущуюся близость, данные также подтверждают, что планета эволюционирует в обитаемой зоне своего хозяина и что ее поверхностные температуры должны быть такими же, как у Земли.

Как объяснено выше, основным препятствием на пути развития жизни остаются звездные извержения красного карлика, способного мгновенно разрушить атмосферу. Эти вопросы, с другой стороны, потребуют дальнейшего анализа.