ГеологияНовостиПрирода

Подо льдом Гренландии обнаружено русло огромного озера

Благодаря радару исследователи недавно обнаружили дно огромного и древнего озера, погребенного под ледяной шапкой Гренландии. Впервые такая структура была обнаружена в этом регионе.

Гренландский ледяной щит - это огромная масса льда (второй по величине резервуар после Антарктиды), покрывающая около 1710 000 квадратных километров (79% площади Гренландии) и достигающая местами глубины до 3,2 км. Под этим льдом скрывается множество подсказок, позволяющих исследователям лучше понять прошлые условия окружающей среды этого региона.

Долгое время получить доступ ко всей этой информации было невозможно. Теперь достижения в области радиолокационных технологий позволяют исследователям получить первое представление о том, что лежит под этими миллиардами тонн льда.

Гигантское образование под 1,8 км льда

Недавно, благодаря гравиметрическим и магнитным данным, предоставленным НАСА, ученые смогли идентифицировать остатки древнего озера под 1,8 км льда, которое когда-то простиралось примерно на 7100 квадратных километров. Образование, в некоторых местах уходившее на глубину почти 250 метров, питалось более десятка ручьев.

Период образования этого озера до сих пор остается загадкой. Исследователи полагают, что ему могло быть около тридцати миллионов лет или оно появилось всего несколько сотен тысяч лет назад. Тем не менее вероятно, по климатическим причинам озеро постепенно высыхало и оставило после себя лишь 1,2-километровый слой осадка, скованный льдом. Это первый случай обнаружения такого типа подледникового образования.

Бывший водоем погребен под 1,8 км льда.

Лучший способ узнать больше - просверлить

"Если бы мы смогли добраться до этих отложений, они могли бы сказать нам, был ли лед или нет", - сказал Гай Паксман из Колумбийского университета и ведущий автор отчета. Образцы отложений также могут указывать на признаки древней жизни в виде спор растений или другого органического вещества.

Конечно, такое мероприятие не произойдет в одночасье, учитывая связанные с ним технические и бюджетные проблемы. Последнее крупное бурение керна льда в Гренландии (Проект ледового щита Гренландии 2) было проведено в 1990-х годах и с тех пор не повторялось.

Тем более, что еще один проект - GreenDrill - направленный на бурение сквозь лед до подстилающей породы, также уже есть в планах. Этот обещает пролить свет на прошлое ледяного покрова. Таким образом, исследователи смогут уточнить свои прогнозы о том, как это может способствовать повышению уровня океана. Напомним, что ледяной покров Гренландии содержит достаточно воды, чтобы поднять этот уровень более чем на семь метров.

Наконец, это не первый случай, когда исследователи открывают подо льдом географические образования. В прошлом году в Гренландии было выявлено 54 возможных подледных озера с большими участками захваченной воды.