История

Почти 1000 лет назад эти древние горшки могли использоваться в качестве взрывных гранат

Новый анализ керамических горшков XI и XII веков, найденных в Израиле, похоже, подтверждает, что по крайней мере некоторые из этих сосудов могли использоваться в качестве древних гранат во время крестовых походов.

Гранаты 800 лет назад?

Керамические сосуды с коническим основанием и сфероидальным корпусом были найдены в большом количестве во многих археологических памятниках, большинство из которых датируются 9-15 веками. Разнообразие изготовления, декора и морфологии сосудов, а также их широкое распространение по всему Ближнему Востоку, от Египта до Центральной Азии, позволяет предположить, что эти горшки использовались для широкого спектра функций и содержимого.

Анализ остатков, выделенных из внутренней части, иногда позволяет охарактеризовать содержимое этих сосудов. Мы знаем, например, что они использовались для перевозки предметов роскоши, масел и лекарств. В новом исследовании группа археологов утверждает, что эти горшки также могли использоваться в качестве гранат во время крестовых походов.

Для этой работы, опубликованной в журнале Plos One, исследователи изучили четыре черепка от горшков, найденных в армянском саду обнесенного стеной Старого города Иерусалима между 1961 и 1967 годами. Все эти реликвии с тех пор хранятся в Королевском музее Онтарио в Канаде.

Проведя различные химические тесты, исследователи обнаружили, что в трех из сосудов, скорее всего, содержались масла, парфюмерия и лекарства, что их не очень удивило. Четвертый сосуд (толстостенный, не украшенный каменный горшок) содержал высокие уровни серы, ртути и магния, что говорит о возможности хранения химикатов или взрывчатых веществ.

Молекулярный археолог Карни Мэтисон из Университета Гриффита в Австралии сказал. Эти горшки, вероятно, бросали как гранаты в укрепления крестоносцев, производя "громкие звуки и яркие вспышки света".

Какой взрывной коктейль был использован?

Предыдущие исследования позволили предположить, что в подобных горшках мог содержаться порох (черный порох), изобретенный в Китае в IX веке. Однако команда, подготовившая новое исследование, считает, что химическая смесь указывает на другое, возможно, местное взрывчатое вещество. Исторические рассказы о сражениях, включая осаду Иерусалима в 1187 году, упоминают об использовании подобного оружия.

Однако, что именно было внутри этих ранних гранат, до сих пор неясно. На самом деле, в регионе до сих пор нет единого мнения о рецепте взрывчатки, придуманном в то время. Более того, исследователи не исключают и других потенциальных применений этого четвертого горшка, упоминая, в частности, возможный источник топлива для лампы. Однако они утверждают, что гипотеза о гранате заслуживает дальнейшего изучения, особенно с учетом формы, размера и толщины контейнера.