БиологияОбщие знания

Почему у кошек и змей вертикальные зрачки?

Хотя многие животные, как и мы, имеют круглые зрачки, вы могли заметить несколько исключений. Вертикальные зрачки встречаются у наших мелких кошачьих, а также у лисиц и рептилий, таких как крокодилы и некоторые змеи. И наоборот, у коз, овец и жаб зрачки горизонтальные. Есть ли причина этих различий и в чем она заключается?

Странность удлиненных зрачков заключается в том, что у близкородственных животных глаза не одинаковы. Например, у тигра зрачки круглые, а у вашей кошки — нет, и такая же разница наблюдается между волком и лисой. Следовательно, это различие должно быть объяснено не только родством. Первое объяснение связано с тем, что удлиненные зрачки эффективно сужаются и уменьшают свою площадь. Эта особенность особенно выгодна для животных, ведущих активный образ жизни днем и ночью, поскольку позволяет им гораздо лучше контролировать количество света, попадающего в глаз. Почему же некруглые зрачки почти исключительно вертикальные или горизонтальные, а не, например, диагональные, и как можно объяснить распределение этой ориентации у животных?

У кошек и лисиц зрачки расположены вертикально (слева), а у тигров и волков — круглые (справа).

Глаза как экологический маркер

В исследовании, опубликованном в журнале Science Advances, ученые из Калифорнийского университета в Беркли (США) и Даремского университета (Великобритания) изучили преимущества вытянутых зрачков у млекопитающих и змей. Им удалось продемонстрировать, что форма зрачков тесно связана с экологической нишей, занимаемой различными изучаемыми видами.

Вертикальные зрачки у засадных хищников

Таким образом, "роль" животных с вертикальными зрачками в экосистеме очень часто сводится к роли хищника, сидящего в засаде, с глазами на передней части головы и активностью как днем, так и ночью. Как у кошек и лисиц! Такая вертикальная диафрагма позволяет им очень эффективно оценивать расстояние благодаря размытию глубины, сохраняя при этом в фокусе интересующие их объекты (добычу). Они также определили, что именно мелкие животные, которые смотрят близко к земле, больше всего выигрывают от этих визуальных свойств.

Этот график (слева) и фотография, сделанная с вертикально открытой диафрагмой (справа), иллюстрируют преимущества вертикального открытия зрачка. Это дает большую глубину резкости для вертикальных изображений, что означает меньшую потерю резкости с расстоянием. И наоборот, размытие глубины по горизонтали дает точное представление о расстоянии.

Горизонтальные зрачки для панорамного зрения

Горизонтальные зрачки встречаются почти исключительно у пасущихся животных, у которых глаза направлены по бокам черепа. Как правило, это кормовые животные, которым необходимо следить за окружающей обстановкой в поисках хищников, и их зрачки обеспечивают им панорамное зрение.