Общие знания

Почему у кошек глаза светятся в темноте?

Пара глаз, сверкающих в темноте, смотрит на вас, и по позвоночнику пробегает дрожь. Может быть, это бродячий дух, таинственное существо, наблюдающее за вами, чтобы решить вашу судьбу? Оно приближается... А-а. Это всего лишь кошка. Но что же это делает ее глаза такими яркими в ночи? И какая от них польза?

Прежде всего, кошки не производят собственного света, они не биолюминесцентны. Свечение, исходящее из их глаз, обусловлено исключительно отражением внешнего источника света (например, фары автомобиля или вашего фонаря). Это происходит благодаря отражающему слою ткани в задней части глаза, который называется тапетум. И далеко не только кошки обладают этим ослепительным взглядом.

Широко распространенная адаптация

Подобная структура задней части глаза есть у самых разных видов животных. Они есть у многих позвоночных животных, таких как крокодилы, лошади, некоторые виды рыб и, конечно же, кошки, а также у беспозвоночных, например, у некоторых пауков. Таким образом, тапетум неоднократно появлялся в живом мире и включает в себя несколько различных типов.

У позвоночных животных она может быть ретинальной или хороидальной. Первый тип встречается у костистых рыб, крокодилов и даже сумчатых млекопитающих, у которых отражающая поверхность находится в слое пигментированных клеток сетчатки. Второй тип тапетум, встречающийся, в частности, у кошек, находится в слое, расположенном сразу после сетчатки, — хориоиде.

Зачем отражать свет?

Как бы то ни было, у тапетум есть постоянная функция: отражать свет, попадающий на заднюю стенку глаза, чтобы он проходил через светочувствительные клетки сетчатки второй раз. Это улучшает зрение животных, у которых он есть, особенно в ночное время! Именно поэтому среди приматов такой отражающий слой есть у полуобезьян, таких как лемуры и лориевые, которые большую часть своей жизни проводят ночью. Что касается нас и всех наших собратьев-гаплориний-приматов, ведущих преимущественно дневной образ жизни, то мы лишены его.