АстрономияОбщие знания

Почему Марс называют красной планетой?

Мы ежедневно видим прекрасные красно-оранжевые пейзажи Марса, но задумывались ли вы когда-нибудь о причинах такого характерного цвета? Давайте узнаем, почему Марс красный.

Объяснение относительно простое: реголит Марса содержит большое количество оксида железа, того самого соединения, которое придает крови и ржавчине их оттенок. На самом деле, настоящими вопросами являются следующие: почему на Марсе так много железа? Почему это железо окислено? И почему оксид железа выглядит красным? Давайте попробуем вернуться на 4,5 миллиарда лет назад, когда формировалась Солнечная система. В те первобытные моменты многие планеты получили большое количество железа, выкованного в сердцах давно умерших звезд. Но в то время как у большинства планет произошел гравитационный коллапс, так что железо могло остаться в ядре, меньший размер Марса в сочетании с более слабой гравитацией не позволял этого сделать. Красная планета действительно имеет железное ядро, но большое количество этого элемента также присутствует в ее самых поверхностных слоях.

Простое железо имеет блестящий черный вид и приобретает красноватый оттенок только тогда, когда подвергается воздействию кислорода в количествах, достаточных для превращения в оксид железа. Однако однозначного объяснения этому нет, в чем ученые уверены, так это в том, что железо на Марсе постепенно ржавело под воздействием какого-то атмосферного агента. Первая гипотеза объясняет, что древние дождевые ливни на молодом и влажном Марсе привели к тому, что железо заржавело, попав в почву с атомами кислорода, высвобожденными из молекул воды. Вторая предполагает, что окисление происходило постепенно в течение миллиардов лет, когда солнечный свет разлагал углекислый газ и другие молекулы в атмосфере на перекись водорода и озон. Наконец, как предположила группа датских ученых в 2009 году, марсианские пылевые бури медленно ржавели, разрушая кристаллы кварца в реголите, оставляя открытыми их богатые кислородом поверхности.

Поскольку по сей день никто не знает правильного объяснения, цвет Марса в некотором смысле остается загадкой. Но какой бы ржавой ни была его поверхность, оксид железа кажется красным, потому что он поглощает синие и зеленые волны светового спектра, отражая при этом красные волны. Его характерный красноватый оттенок - видимый даже с расстояния в миллионы километров - привел к тому, что его назвали в честь римского бога войны.