Общие знания

Почему галактики плоские?

Если звезды, планеты и спутники имеют сферическую форму, то почему галактики плоские?

Именно на этот вопрос мы пытаемся ответить в данной статье

Как галактики становятся плоскими?

Рождение галактики происходит, когда под действием гравитации астрономические объемы газа и звездной материи сливаются в бесформенное облако. По мере того как газ слипается, он набирает массу и начинает вращаться вокруг все более плотного центра.

Роль гравитации

Растущая масса в центре новорожденной галактики создает гравитационную силу, достаточную для того, чтобы галактика начала коллапсировать сама на себя. Другими словами, газы, из которых состоят зарождающиеся галактики, сплющиваются под действием гравитационной силы, оказываемой центром галактики.

Однако сила гравитации - не единственная сила, действующая при образовании галактики.

Центростремительная сила и скорость вращения

Скорость вращения также играет важную роль в форме галактик, других небесных тел, таких как планеты, а также солнечных систем в целом. Вот почему Солнечная система также имеет форму диска и почему планеты вращаются в одной плоскости.

Во время формирования галактики так называемая центростремительная сила оказывает воздействие, противоположное силе тяжести, и помогает выталкивать газы наружу на уровне экватора.

Как мы видели выше, газы, из которых состоят зарождающиеся галактики, сплющиваются под действием гравитационных сил, исходящих из центра галактики.

С другой стороны, вращение вокруг центра галактики позволяет этим газам расширяться, образуя диск.

Чтобы помочь вам представить себе это явление, представьте, что виртуоз кулинарии накручивает тесто для пиццы на палец. Чем выше скорость, тем больше вращается и тем больше расширяется тесто.

Два других примера более четко иллюстрируют силы, стоящие за плоской формой галактик.

• Фигурное катание

Если вы когда-нибудь смотрели соревнования по фигурному катанию, вы наверняка видели, как спортсмен создает все более высокую скорость вращения по мере того, как он или она скручивается.

• Карусель

Точно так же, когда вы находитесь в карусели, чем выше скорость, тем сильнее вас будет тянуть наружу, и вас может даже выбросить, если карусель наберет слишком большую скорость.

Этот эффект, выталкивающий вращающиеся объекты наружу, называется центробежным эффектом. Вы можете испытать это каждый день, когда находитесь в автомобиле, совершающем резкий поворот.

Центробежный эффект, воздействующий на тела, вращающиеся вокруг галактик или звезд, действует аналогичным образом. Он выталкивает материю наружу, заставляя ее формировать диск, а не сферу.

Это же явление затрагивает и планеты, но в меньшей степени. Именно поэтому Земля несколько сплюснута у полюсов. Центробежный эффект, возникающий при вращательном движении Земли, заставляет ее растягиваться на экваторе.

Но поскольку Земля - каменистое тело, нет никакого риска, что она станет плоской.?

Почему некоторые галактики имеют сферическую форму?

Действительно, существуют галактики, имеющие сферическую форму. Такие звездные скопления называются эллиптическими галактиками.

Они являются результатом столкновения двух или более галактик.