Космонавтика

По словам Илона Маска, первые "марсиане" будут жить под стеклянными куполами

Художественная иллюстрация стеклянного купола, установленного на Марсе. Предоставлено: SpaceX.

Можем ли мы сделать Марс пригодным для жизни, "восстановив" его атмосферу? Возможно, когда-нибудь, но не в этой жизни, - говорит Илон Маск. В то же время, если наш вид захочет поселиться на Марсе, ему придется довольствоваться особенно суровыми условиями окружающей среды на Марсе, и, вероятно, жить под стеклянными куполами.

Несколько миллиардов лет назад Марс был окутан такой же плотной атмосферой как Земля. С тех пор это "одеяло" унесло солнечным ветром, подвергая поверхность воздействию суровых условий окружающей среды. Когда-то жаркая и влажная планета Марс превратилась в пустынную, сухую, прохладную территорию, воздухом которым невозможно дышать.

Таким образом, для того, чтобы он вновь стал пригоден для жилья, потребуется "терраформирование" планеты. Другими словами, необходимо будет изменить природные характеристики планеты таким образом, чтобы она была максимально идентична Земле. А для этого нужно "реконструировать" его атмосферу. В практическом плане это будет означать высвобождение углекислого газа, захваченного на поверхности Марса, чтобы сгустить его очень тонкую атмосферу, которая затем будет действовать как одеяло, чтобы согреть планету. Однако, возможно ли это на самом деле?

Не в этой жизни

В исследовании, опубликованном два года назад, астробиологи установили, что это не так. Согласно этим работам, Марс фактически не сохраняет достаточно CO2, чтобы обеспечить значительное потепление в случае, если этот газ будет перенесен в атмосферу. Кроме того, большая часть этого CO2 в любом случае будет недоступна нам.

Поэтому исследователи пришли к выводу, что преобразование марсианской среды таким образом, чтобы астронавты могли исследовать ее без поддержки, в настоящее время невозможно без технологий, которые намного превосходят наши нынешние возможности.

Обратите внимание, что, хотя Марс содержит значительное количество водяного льда, который может быть использован для образования водяного пара, предыдущие анализы показали, что эта вода сама по себе не может обеспечить значительное потепление. В самом деле, по-прежнему согласно исследовательской группе, марсианские температуры не позволяют достаточному количеству воды сохраняться в форме пара без значительного потепления за счет CO2.

Жизнь под стеклянными куполами

Таким образом, превращение Марса в Землю 2.0 - это пока недостижимая мечта, и Илон Маск это прекрасно понимает. Тем не менее генеральный директор SpaceX по-прежнему нацелен на красную планету. К тому же именно эти амбиции и послужили основанием для создания компании в 2002 году. Но тогда как это сделать ? Несколько дней назад один из подписчиков Маска задал ему вопрос в Twitter. Его ответ: "Сначала мы будем жить под стеклянными куполами. И позже она [планета] будет терраформирована, чтобы вместить жизнь, как на Земле".

Обратите внимание, что в последние годы были предложены и другие проекты марсианской среды обитания. Например, в 2018 году команда швейцарских исследователей из Швейцарского федерального технологического института в Лозанне (EPFL) представила концепцию гигантского иглу, сделанного из полиэтиленовых волокон и защищенного трехметровым льдом. Это защитит обитателей от космических лучей, вредных для человеческого организма.

Совсем недавно компания AI SpaceFactory предложила высокие вертикальные конструкции под названием "Marsha", изготовленные из базальтовых волокон (породы, найденной на Марсе).

Что касается календаря, SpaceX планирует запустить свою первую беспилотную миссию к Марсу "всего за четыре года", - сказал недавно Маск. С технической стороны, эта миссия обычно запускается на борту корабля Starship, своего рода гигантского многоразового космического корабля.