Астрономия

Плохие новости для жизни вокруг Проксимы Центавра

Недавний прогноз погоды от нашего ближайшего звездного соседа, Проксимы Центавра, говорит о том, что жизнь, вероятно, не имеет шансов развиваться вокруг нее.

Расположенная всего в 4,2 световых годах от Солнца, Проксима Центавра является самой близкой звездой к Солнцу. Около четырех лет назад группа астрономов из Европейской южной обсерватории объявила об открытии на орбите вокруг этой звезды планеты под названием Проксима Центавра b. Несколько месяцев назад исследователи также упоминали о возможном присутствии второй планеты вокруг этой звезды. Однако для подтверждения (или нет) этого потребуются дальнейшие исследования.

Тем не менее эта планетная система представляет интерес для научного сообщества по той простой причине, что Проксима Центавра b работает в так называемой "обитаемой" зоне Проксимы Центавра. Таким образом, с момента ее открытия было проведено несколько исследований, чтобы определить, может ли этот мир укрывать, в частности, один или несколько океанов. Тем не менее стоит посмотреть и на ее звезду.

Проксима Центавра не имеет ничего общего с Солнцем. И не зря: она красный карлик. Эти звезды, широко представленные в Галактике (около 70% населения), они меньше и холоднее нашего Солнца. Это означает, что их обитаемая зона находится ближе к центру звезды, намного ближе, чем Меркурий к Солнцу.

Еще один важный момент: некоторые из этих красных карликов, как известно, очень нестабильны и регулярно проецируют звездные извержения вокруг себя. Другими словами, сам факт развития в своей жилой зоне не гарантирует, что жизнь однажды появится там, а тем более там разовьется.

Итак, возникает вопрос: является ли Проксима Центавра "спокойным" или нестабильным красным карликом? К сожалению, вам может не понравиться ответ.

Художественное представление экзопланеты Проксима Центавра b.

Уже в 2017 году команда астрономов обнаружила на поверхности звезды гигантское звездное извержение. Извержение было настолько мощным, что если жизнь действительно присутствовала на Проксиме Центавра b, то, вероятно, она просто исчезла.

В новом исследовании ученые впервые обнаружили радиовсплески типа IV вокруг Проксимы Центавра. На Земле эти события происходят в результате выбросов корональной массы, которые гораздо более интенсивны, чем "простые" солнечные вспышки. Другими словами, существует большая вероятность того, что Проксима Центавра также может испускать эти выбросы, при которых в космос выбрасываются большие количества ионизированной плазмы и электромагнитного излучения.

"Наше собственное Солнце регулярно испускает горячие облака ионизированных частиц (выбросы корональной массы). Однако, поскольку эта намного горячее Проксимы Центавра и других красных карликов, наша «обитаемая зона» находится далеко от ее поверхности, поэтому Земля относительно безопасна от этих событий", - говорит астроном Эндрю Зик, ведущий автор исследования. "Кроме того, наша планета обладает очень мощным магнитным полем, способным защитить нас от этих интенсивных плазменных взрывов".

Эти исследования, с другой стороны, показывают, что планета или планеты вокруг Проксима Центавра могут быть подвержены сильной атмосферной эрозии, подвергая их очень сильному воздействию рентгеновских и ультрафиолетовых лучей. Также, по словам астронома, наиболее распространенные звезды в галактике - красные карлики - определенно не подходят для жизни, как мы её знаем, для правильного развития.

Подробности исследования вы найдете в The Astrophysical Journal.