Астрономия

Планета размером с Землю раскрывает горячую сторону

Космический телескоп НАСА Transiting Exoplanet Survey Satellite (TESS) недавно обнаружил новую необычную планету под названием HD 63433 d. Этот мир, размером примерно с Землю, предположительно в десять раз моложе. Половина ее поверхности, вероятно, покрыта раскаленной лавой.

Новый горячий мир

Для обнаружения экзопланет космический телескоп Transiting Exoplanet Survey Satellite (TESS) использует транзитный метод. Для этого он наблюдает за участками неба, называемыми "секторами", в течение примерно 27 дней каждый с помощью четырех широкоугольных камер.

TESS наблюдает за звездами в поисках изменений яркости, которые могут указывать на прохождение планеты перед звездой (транзит). Когда планета проходит перед своей звездой с нашей точки зрения, светимость звезды немного уменьшается. Обнаруженные TESS экзопланеты-кандидаты затем подтверждаются и характеризуются другими наземными и космическими обсерваториями.

С помощью этого метода TESS уже обнаружил более 4 000 экзопланет.

Несколько недель назад спутник обнаружил еще одну экзопланету вокруг солнцеподобной звезды HD 63433, расположенной на расстоянии около 73 световых лет от Земли. Расстояние между ними составляет всего 12 % от расстояния между Меркурием и Солнцем. Из-за такой близости планета завершает свою орбиту всего за 4,2 земных дня и находится в приливной зоне: то есть одна ее сторона всегда обращена к звезде, а другая — наружу.

Температура поверхности на дневной стороне планеты чрезвычайно высока, достигая около 1260 градусов по Цельсию, создавая полусферу из горящей лавы. Эта дневная сторона напоминает сторону других известных экзопланет.

Почему это открытие представляет интерес для астрономов?

Открытие экзопланеты размером с Землю, на стороне которой преобладает лава, представляет значительный интерес для астрономов и ученых.

С одной стороны, разнообразие планет, обнаруженных за пределами нашей Солнечной системы, обогащает наше понимание планетарного разнообразия. Понимание формирования и эволюции различных планет расширяет наши знания об астрофизических процессах, происходящих во Вселенной.

С другой стороны, экзопланета HD 63433 d также является примером экстремальных условий, которые могут преобладать на некоторых планетах: одна ее сторона подвергается воздействию чрезвычайно высоких температур из-за близкой орбиты к звезде. Изучение таких условий может способствовать нашему пониманию пределов существования жизни и потенциально пригодных для жизни сред во Вселенной.

Наконец, HD 63433 d - не первая планета, обнаруженная вокруг HD 63433. В 2020 году были обнаружены планеты HD 63433 b и HD 63433 c. HD 63433 b - планета размером с Нептун, а HD 63433 c немного больше, примерно в 0,23 раза больше Юпитера.

Подробности нового открытия опубликованы в журнале The Astronomical Journal.