АстрономияНовости

Первая планета, обнаруженная на орбите трех звезд?

Группа астрономов подозревает наличие газовой планеты-гиганта внутри системы GW Orionis. Если открытие подтвердится, то это будет первый изолированный мир, вращающийся вокруг трех звезд. Подробности исследования опубликованы в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

GW Orionis - молодая звездная система, расположенная на расстоянии 1 300 световых лет от Земли в созвездии Ориона. Как и все молодые звездные системы, она окружена огромным диском из пыли и газа. Удивительно, однако, что GW Orionis - это система с не одной, не двумя, а тремя звездами.

Первые две вращаются друг вокруг друга каждые 241 день на расстоянии около одной астрономической единицы (расстояние от Земли до Солнца, или около 150 млн км). Третий объект в триплете обращается вокруг пары каждые 11,5 лет по смещенной орбите на расстоянии восьми астрономических единиц.

Как будто это не достаточно интригующе, диск разделен на две части. И что удивительно, внешнее кольцо наклонено примерно на 38 градусов. Как это можно объяснить? Чтобы попытаться понять это, исследователи использовали антенную решетку ALMA, расположенную в Чили, чтобы более детально изучить особую геометрию этой системы.

Прямые наблюдения в сочетании с компьютерным моделированием показали, что это смещение в основном связано с противоречивым гравитационным притяжением трех звезд, находящихся в разных плоскостях. Однако, по мнению исследователей, это не единственный действующий фактор.

Гигантская планета?

Проанализировав два пылевых кольца, наблюдаемых вокруг трех звезд, астрономы обнаружили существенный разрыв в одном из этих дисков. По их мнению, только наличие планеты может объяснить эту удивительную конфигурацию. Таким образом, этот мир был бы газовым гигантом, подобным Юпитеру. Следует помнить, что эти планеты, как правило, первыми образуются в звездных системах. За ними следуют теллурические планеты, такие как Земля, Марс и Венера.

Изображение, сделанное ALMA, слева, показывает кольцевую структуру диска GW Ori, причем самое внутреннее кольцо отделено от остальной части диска. Изображение справа показывает тень этого внутреннего кольца на остальной части диска.

О планетах вокруг двойных систем сообщалось и раньше, но вокруг трех звезд - никогда. Если это подтвердится, то это будет первый случай, несмотря на оценки, согласно которым по меньшей мере десятая часть всех звезд объединяется в тройные или более системы. Это также подкрепило бы идею о том, что формирование планет происходит чаще, чем считалось ранее. В ближайшие месяцы ожидаются новые наблюдения.

Исследователи надеются получить прямые доказательства присутствия этой планеты.