КосмонавтикаНовости

Perseverance собрал первый образец в рамках новой научной кампании

Выступ породы "Berea" на Марсе после того, как Perseverance извлек ядро породы и обработал круговую область. Снимок сделан прибором Mastcam-Z марсохода 30 марта 2023 года. Изображение: NASA/JPL-Caltech/ASU/MSSS

В четверг, 30 марта, марсоход НАСА Perseverance собрал первый образец в рамках новой научной кампании на Марсе. В ходе каждой научной кампании марсоход исследует и изучает новую область Красной планеты. В ходе этой кампании Perseverance исследует верхнюю часть дельты кратера Езеро.

На данный момент Perseverance собрал 19 образцов и три трубки Witness Tube, которые используются для сравнения земной и марсианской сред. 16 из этих образцов представляют собой керны горных пород, размером примерно с кусочек мела: 13 миллиметров в диаметре и 60 миллиметров в длину.

Недавно 10 трубок были помещены в район, известный как Три-Форкс, в качестве резервного хранилища для кампании NASA-ESA Mars Sample Return (MSR). Эти 10 образцов будут извлечены двумя вертолетами, которые прибудут на Марс во время MSR. На Земле ученые будут изучать марсианские образцы в защищенной от загрязнения среде, чтобы найти признаки древней микробной жизни и лучше понять круговорот воды, который формировал Марс на протяжении веков.

Еще один образец породы для Perseverance

Последний образец, шестнадцатый по счету, получен из породы под названием Berea. Команда миссии полагает, что Berea сформировалась из отложений горных пород, перенесенных древней рекой вниз по течению в дельту реки Езеро.

Если эта гипотеза подтвердится, то материал, только что собранный "Персеверансом", может происходить из области, находящейся далеко за пределами кратера Езеро, что очень перспективно для будущих исследований.

Ниже приведена анимация, показывающая, как Perseverance собирает образец породы Berea с помощью керна на конце своей роботизированной руки. Снимки были сделаны одной из передних аварийных камер ровера.

Еще одним примечательным фактом является то, что порода, по-видимому, богата карбонатами. На Земле карбонатные породы полезны для сохранения окаменелых форм жизни. Поэтому, если в этой области кратера Езеро были биологические сигнатуры, такие породы могли их сохранить.

Ключи к климату Марса

Карбонаты образуются в результате химических взаимодействий в жидкой воде. В результате они могут дать ученым своего рода "долгосрочную запись" изменений климата планеты.

Изучая карбонаты в образце породы Berea, научная группа миссии Perseverance сможет проследить, как изменялся климат Красной планеты, когда район кратера Езеро был покрыт жидкой водой.

Керн породы Berea внутри буровой установки Perseverance. Фотографии: NASA/JPL-Caltech/ASU/MSSS

Научный сотрудник проекта Perseverance Кен Фарли из JPL-Caltech сказал:

Мобильность Perseverance позволила нам собрать образцы магматических пород с относительно плоского дна кратера во время первой кампании, а затем добраться до основания дельты кратера, где мы обнаружили мелкозернистые осадочные породы, отложившиеся на осушенном дне. Теперь мы отбираем пробы из геологического места, где находим крупнозернистые осадочные породы, отложенные в реке.

При таком разнообразии сред для наблюдения и сбора образцов ученые уверены, что образцы, хранящиеся на "Персеверансе", позволят нам лучше понять, что происходило в кратере Езеро миллиарды лет назад. И, следовательно, на Марсе.

Тем временем, надежно сохранив образец в пробирке в своем брюхе, Perseverance продолжит путь вверх по дельте Езеро к следующему изгибу сухого русла реки, прозванному Castell Henllys.