Астрономия

Пересмотр уравнения Дрейка позволяет предположить, что мы одиноки в Галактике

Человечество давно задается вопросом, одиноки ли мы во Вселенной. С открытием многочисленных экзопланет надежда на обнаружение других разумных форм жизни закономерно возросла. Однако новое исследование с использованием уравнения Дрейка предлагает неприятный ответ: возможно, мы — единственная разумная цивилизация в нашей галактике.

Парадокс Ферми: где другие?

В 1960-х годах астроном Фрэнк Дрейк сформулировал уравнение для оценки количества разумных и коммуникабельных цивилизаций в нашей галактике, Млечном Пути. Это уравнение, известное как уравнение Дрейка, учитывает несколько ключевых факторов, таких как скорость образования звезд в нашей галактике, доля звезд, имеющих планетарные системы, количество планет в планетарной системе, способных поддерживать жизнь, доля планет, на которых действительно появляется жизнь, и доля планет, на которых жизнь развивается и становится разумной.

Результаты этого уравнения значительно варьируются в зависимости от оценок, используемых для каждого фактора. Некоторые предполагают, что в нашей галактике может существовать всего несколько десятков разумных цивилизаций, в то время как другие доходят до нескольких миллионов.

Парадокс Ферми, авторство которого принадлежит физику Энрико Ферми, ставит простой вопрос: учитывая безграничность Вселенной и высокую вероятность существования внеземных цивилизаций, почему мы никогда не обнаруживали никаких признаков других форм разумной жизни? Этот парадокс породил множество гипотез, объясняющих это молчание: от идеи о том, что цивилизации встречаются редко и находятся на слишком больших расстояниях, чтобы их можно было обнаружить, до возможности использования ими технологий связи, которые мы пока не можем обнаружить. Еще одна гипотеза заключается в том, что цивилизации обычно самоуничтожаются до того, как им удается установить межзвездный контакт.

Тектоника плит: существенный фактор

Исследователи недавно использовали новые данные об экзопланетах, чтобы уточнить наши оценки существования внеземных цивилизаций. В частности, они изучили факторы, имеющие решающее значение для возникновения сложной жизни, в том числе тектонику плит, которая считается важнейшим условием развития продвинутых форм жизни.

Тектоника плит играет фундаментальную роль в формировании и поддержании условий, благоприятных для жизни на Земле. Во-первых, она регулярно обнажает свежие породы на поверхности Земли, высвобождая необходимые питательные вещества, такие как фосфор — важнейший компонент биологических молекул, таких как ДНК и РНК, которые необходимы для жизни.

Движения тектонических плит также могут способствовать повышению уровня кислорода в атмосфере и океанах. И в этом случае кислород необходим сложным организмам для дыхания.

Мы также знаем, что взаимодействие тектонических плит играет определенную роль в регулировании климата Земли. Например, углеродная субдукция (поглощение углекислого газа земной корой) способствует смягчению глобальных температур.

Наконец, тектонические движения создают горы, вулканы, океанские впадины и другие геологические особенности, которые разнообразят среду обитания и способствуют появлению большего количества разнообразных форм жизни.

Что, если бы мы были одиноки?

Объединив эти геологические факторы с параметрами уравнения Дрейка, исследователи попытались оценить количество планет в нашей галактике, на которых могут развиться разумные, общающиеся между собой цивилизации. Вот их выводы: принимая во внимание необходимость тектоники плит и другие благоприятные условия, они считают, что в нашей галактике может быть от 0 до 100 000 планет, способных поддерживать разумные цивилизации.

Если учесть риски массового вымирания и краха общества (например, в результате стихийных бедствий или конфликтов), то эта цифра еще больше снижается. По оценкам исследователей, число планет с разумными цивилизациями может составлять от 0 до 20 000.

Эти оценки позволяют предположить, что разумная, коммуникабельная жизнь может быть крайне редкой. Точнее, хотя примитивная жизнь (например, бактерии) может быть довольно распространена, специфические условия, необходимые для эволюции сложных и развитых форм жизни, могут быть очень редкими.

Таким образом, новое исследование представляет собой интересный и несколько пессимистичный взгляд на возможность встречи с другими цивилизациями. Оно подчеркивает важность геологических и климатических условий для эволюции сложной жизни. Несмотря на это, важно не терять надежду. Методы обнаружения постоянно совершенствуются, и не исключено, что однажды мы обнаружим планеты, похожие на Землю и способные приютить жизнь.