Биология

Пчелы издают "сигналы тревоги" при появлении шершней

Согласно новому исследованию, азиатские медоносные пчелы издают уникальный звук тревоги, чтобы предупредить членов улья о нападении шершней. Исследователи из колледжа Уэлсли недавно зафиксировали эти призывы.

В мире насчитывается более двух десятков видов шершней, но гигантский азиатский шершень (Vespa mandarinia), обитающий в Юго-Восточной Азии и некоторых районах Дальнего Востока России, пожалуй, один из самых страшных. Своими огромными мандибулами они без колебаний отрывают головы несчастных пчел, чтобы добраться до грудной клетки и питаться мышцами, которые позволяют крыльям биться. Их атаки грозны. Горстка шершней может уничтожить 30 000 пчел за 90 минут.

В то время как многие виды практически беспомощны перед лицом этих атак, азиатские пчелы (Apis cerana) не сидят сложа руки.

Несколько методов защиты

Хизер Маттила из колледжа Уэлсли, которая изучает пчел уже 25 лет, обратила свое внимание на азиатских пчел в 2013 году. В прошлом году она и ее команда уже задокументировали первый пример использования пчелами "инструментов" во Вьетнаме. Было обнаружено, что азиатские пчелы добывают экскременты животных и затем выстилают ими вход в свои ульи. По словам исследователей, места обитания с таким типом "фекального барьера" подвергались нападениям гораздо реже, чем другие.

В своем исследовании ученые также упомянули аналогичные сообщения из Бутана, юго-восточного Китая, Непала и Таиланда.

Мы также знаем, что азиатские пчелы очень быстрые. Они могут собираться группами и "выпирать", угрожая шершням брюшком. Иногда они могут убить нескольких, собираясь вокруг, чтобы заставить их задохнуться.

В новом исследовании Хизер Маттила и ее команда сообщают о еще одном способе защиты.

Медоносные пчелы наносят помет животных на вход в свои ульи для защиты от нападения гигантских шершней.

Во время работы исследователи заметили, что уровень шума в ульях резко возрастал при приближении гигантских шершней. "Мы могли слышать звуки пчел на расстоянии нескольких метров", — объясняет она. "Поэтому мы начали устанавливать микрофоны в колониях, чтобы мы могли их слушать. Исследователи также сделали многочисленные видеозаписи деятельности на пасеках местных пчеловодов".

В итоге исследователи собрали более 30 000 сигналов от пчел в течение 1 300 минут. Пчелы издают удивительно сложный спектр звуков. Среди них - "стоп-сигналы", производимые, когда рабочий вибрирует крыльями или грудной клеткой, обычно в ответ на нападение хищников.

Хотя они также производятся вибрацией крыльев или грудной клетки, вновь обнаруженные звуки отличались тем, что были более "жесткими" и более нерегулярными с резко меняющимися частотами.

Колонии, подвергшиеся нападению гигантских шершней, были гораздо более "шумными и неистовыми" по сравнению с относительной тишиной и спокойствием контрольных колоний.

"Эти звуки имеют общие черты со многими сигналами тревоги млекопитающих. Они сразу же узнаваемы и сообщают об опасности для соответствующего вида", — отмечает Хизер Маттила, подчеркивая, что от этих "криков" у нее по коже побежали мурашки, когда она впервые их услышала.

Сообщается, что в дополнение к этим сигналам пчелы также раскрывали железу, вырабатывающую феромон, что говорит о том, что они могут использовать несколько стратегий общения для привлечения внимания своих товарищей. Будущей целью исследования будет изучение точной роли, которую эта железа играет в организации реакции пчел в ответ на нападение шершней.