Биология

Пчелы и осы имеют более плотный мозг, чем птицы!

Недавнее исследование, проведенное в США, напоминает нам, что когда речь идет о мозге, размер - это еще не все. На самом деле, корреляция между плотностью мозга и количеством нейронов была бы лучше. Согласно результатам этой работы, мозг пчел и ос более плотный, чем у птиц.

Плотность - лучший показатель, чем размер?

Долгое время ученые считали, что размер, масса и объем мозга являются основным фактором, определяющим поведенческие способности живых существ. Однако публикация в журнале Proceedings of the Royal Society B от 24 марта 2021 года подтверждает, что плотность мозга является более значимым показателем. Исследователи из университетов Аризоны в Тусоне и Калифорнии в Сан-Диего (США) провели свою работу над 32 видами Перепончатокрылые. Среди них были осы, пчелы, шершни, муравьи и другие. Дело в том, что эта работа открыла совершенно новую технику подсчета нейронов.

Эта методика показала, что у пчел плотность клеток мозга выше, чем у мелких птиц. Однако у муравьев плотность меньше, чем у тех же птиц. По мнению ученых, это можно объяснить образом жизни различных насекомых. Осы и пчелы передвигаются с помощью полета, поэтому для эффективной обработки визуальной информации им может понадобиться больше клеток мозга, чем муравьям.

Исключительная плотность

Для исследования было препарировано не менее 450 насекомых. Каждый из мозгов был измельчен и пропитан раствором, который позволил увидеть ядра нейронов. Затем этот "суп из мини-мозга" соединили с красителем, чтобы придать ядрам флуоресцентные свойства. Затем исследователи смогли четко наблюдать все это с помощью эпифлуоресцентной микроскопии.

Согласно полученным результатам, некоторые пчелы - в том числе из рода Augochlorella - имеют очень большое количество нейронов для размера их мозга, а именно 2 миллиона на мг. Однако это намного больше, чем у многих мелких птиц. Например, Желтоголовый королёк (Regulus Regulus) показывает плотность 490 000 нейронов на мг, что уже впечатляет. Попутно напомним, что кора головного мозга человека насчитывает примерно 120 000 нейронов на мг.

По сравнению с пчелами и осами муравьи менее обеспечены нейронами. Вид Novomessor cockerelli имеет "всего" 400 000 нейронов на мг. Исследователи уверены, что летающим насекомым нужно больше нейронов, чтобы обрабатывать информацию, присущую их средствам передвижения.