Астрономия

Парадоксу Ферми может быть дано очень простое объяснение

Одиноки ли мы во Вселенной? С момента формулировки знаменитого парадокса Ферми, разработанного одноименным физиком более 70 лет назад, было выдвинуто множество теорий и гипотез, объясняющих, почему, несмотря на обширность наблюдаемой Вселенной, мы до сих пор не обнаружили никаких признаков существования внеземных цивилизаций. Одна из них, пожалуй, самая неутешительная. Согласно ей, мы можем быть одиноки не только в нашей галактике, но, возможно, и во всей наблюдаемой Вселенной.

Несколько гипотез

В 1950 году Энрико Ферми задался вопросом: почему, учитывая возраст Вселенной, большое количество звезд и планет, мы до сих пор не обнаружили никаких сигналов или свидетельств существования внеземных цивилизаций? Было предложено несколько вариантов ответа.

Один из них заключается в том, что, возможно, мы еще не получили сигналов или свидетельств существования внеземных цивилизаций просто потому, что не искали их достаточно долго. Если время существования других цивилизаций отличается от нашего и они начали посылать сигналы миллионы или миллиарды лет назад, то эти сигналы могут быть еще на пути к нам, либо мы еще не разработали технологию их обнаружения.

Согласно другой гипотезе, разумные цивилизации достигают определенного уровня технологического развития, а затем происходит их самоуничтожение. Это может быть вызвано конфликтами, войнами, экологическими или технологическими катастрофами, а также другими факторами.

Тот факт, что на сегодняшний день мы не обнаружили следов существования развитых внеземных цивилизаций, может объясняться и тем, что они добровольно перешли в режим "длительного самоизолированного существования".

Наконец, еще одна идея заключается в том, что астрономические расстояния и ограничения скорости света просто не позволяют цивилизациям эффективно общаться и путешествовать. Разумные цивилизации могут быть разбросаны по всей Галактике, но огромные пространства между звездами будут держать их в изоляции друг от друга.

Уравнение Дрейка

Уравнение Дрейка, разработанное в 1961 году радиоастрономом Фрэнком Дрейком, предназначено для количественной оценки числа разумных цивилизаций в нашей галактике или в наблюдаемой Вселенной. Оно учитывает такие факторы, как количество звезд с потенциально пригодными для жизни планетами и вероятность того, что на этих планетах возникнет разумная жизнь. Оценки, основанные на уравнении Дрейка, существенно различаются и составляют от 100 тыс. до 30 млн потенциальных цивилизаций.

Однако исследование 2018 года поставило под сомнение использование абсолютных оценок в этом знаменитом уравнении. Тогда исследователи предположили, что вместо использования абсолютных значений для каждого параметра уравнения (точные оценки этих параметров часто неизвестны или крайне неопределенны) целесообразнее использовать подход, основанный на распределениях вероятностей, учитывая неопределенность и современные научные знания.

Например, вместо точной оценки числа звезд с планетами исследователи учитывают диапазон возможных значений с различными вероятностями. То же самое относится и к другим параметрам. В общем случае используются распределения вероятностей, отражающие современное состояние научных знаний.

Мы можем быть одиноки

В ходе исследования были получены результаты, существенно отличающиеся от оценок, основанных на абсолютных значениях. Согласно новому подходу, вероятность существования других цивилизаций в Млечном Пути или в наблюдаемой Вселенной стала меньше. Оценки вероятности существенно различаются: от 53% до 99,6% для Млечного Пути и от 39% до 85% для наблюдаемой Вселенной.

Другими словами, существует большая вероятность того, что мы одиноки в наблюдаемой Вселенной. И даже если внеземные цивилизации существуют, они крайне редки и, возможно, находятся далеко за космологическим горизонтом.