КосмонавтикаНовости

Панспермия: бактерии выжили три года в вакууме космоса

Бактерии рода Deinococcus официально выжили три года в вакууме космоса. Теоретически, по мнению исследователей, они могли пережить путешествие между Землей и Марсом.

Семена жизни во Вселенной

Теория «панспермии» подтверждает возможность того, что микробы могут мигрировать между планетами и распространять жизнь во Вселенной через метеориты или кометы. Некоторые даже убеждены, что жизнь на Земле могла быть доставлена ​​из космоса. Таким образом, используя благоприятную среду, эти микробы могли спокойно развиваться.

Эта противоречивая идея панспермии подразумевает, что микроорганизмы могут пережить (очень) длительное межпланетное путешествие, сопротивляясь колебаниям температуры и космической радиации, среди других угроз.

Бактерии, зацепившиеся за МКС

Несколько лет назад исследователи обнаружили бактерии рода Deinococcus, плавающие на высоте 12 километров над Землей. Однако, хотя эти организмы, как известно, образуют большие колонии, кажущиеся устойчивыми к ультрафиолетовому излучению, смогут ли они выжить достаточно долго в космосе, чтобы выдержать межпланетные путешествия?

Чтобы выяснить это, доктор Ямагиши и его команда из Токийского университета в 2015 году поместили высушенные агрегаты (скопления) этих бактерий в маленькие гранулы, выставленных за пределами Международной космической станции (МКС). Эти образцы разной толщины подвергались воздействию космической среды в течение трех лет. Детали этой работы были опубликованы несколько дней назад в Frontiers in Microbiology.

Эксперимент проходил за пределами Кибо, японского экспериментального модуля МКС.

В конце исследования исследователи обнаружили, что все агрегаты размером более 0,5 мм частично сохранились. В частности, ни одна из бактерий на поверхности не выжила. Вместо этого бактерии создали защитный слой, который позволил остальной части колонии внизу выжить.

На основе этих данных исследователи предполагают, что эти агрегаты могли просуществовать на МКС около 15 лет. Они также предсказывают, что колония диаметром 1 мм потенциально может просуществовать до восьми лет в межпланетном вакууме. Если это так, то это значит, что колония бактерий теоретически может пережить путешествие на Марс... или наоборот.

Массапанспермия

Предыдущие эксперименты уже предполагали, что бактерии могут выжить в космосе, будучи защищены скалистым небесным телом. Это новое исследование, напротив, является первым, кто поднимает возможность того, что некоторые бактерии могут выжить в космосе в виде агрегатов. Это концепция, которую авторы назвали "массапанспермия".

Очевидно, что потребуются дальнейшие исследования, прежде чем мы сможем с уверенностью сказать, действительно ли панспермия возможна. Неизвестно, например, смогут ли бактерии из космоса пережить планетарную посадку.